«Воспитание дошкольников посредством театрального искусства»
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с самого раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С.Я. Рубинштейн говорил: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные средства (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные средства (мимика, жесты, движения).
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания как в обычном разговоре, так и выступая перед зрителями, не стесняясь слушателей. Огромную помощь при этом оказывают театральные игры. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и нравится детям как старшего, так и младшего дошкольного возраста. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает в сказке мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Для развития личности ребенка крайне нежелательная ситуация, когда взрослый постоянно находится «над ним», оказывает на него давление. Театральное искусство обладает важной особенностью: оно не совместимо с насилием, давлением, нажимом, запретом.
Театрально - игровая деятельность - это реальная возможность каждому ребенку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу. С психологической точки зрения успех - это радость, удовлетворение оттого, что результат, к которому воспитанник стремился в своей деятельности, совпал с уровнем его притязаний. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки. Если успех устойчив, у ребенка высвобождаются огромные, скрытые до поры возможности, несущие огромный заряд духовной энергии.
Немаловажно и то, что занятия актерским мастерством развивают в детях коммуникабельность. Современность диктует нам свои условия: чтобы добиться успеха в жизни, надо уметь общаться. Мы все находимся в разных ситуациях, когда приходиться общаться с людьми и налаживать связи, и наши занятия очень помогают в этом.
Участвуя в играх - импровизациях, играх - превращениях, театральных этюдах, сказках ребенок начинает осознавать себя, стремится к духовности. Игры помогают развить внимание и восприятие, привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Из многообразия средств выразительности уже во второй младшей группе мы формируем простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных персонажей, мимику, интонацию), в старшем – учим передавать эмоциональное состояние персонажей голосом, мимикой, сценическим движением, нарабатывая театральное мастерство.
Цели, которые мы ставим перед собой – успешная адаптация к детскому саду, социализация, развитие речи, мышления, восприятия, моторики; развитие личности ребенка, эмоционально-волевой сферы и двигательной сферы, воспитание духовного мира, духовно – нравственной сферы; развитие творческого воображения, фантазии, мышления, сообразительности; формирование положительного настроя, создание предпосылок положительного отношения к занятиям в детском саду и школе.
Но самое главное: театральное искусство способствует формированию гармоничной личности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети научаются творчески мыслить, слышать взрослого, верить в себя, слушать и видеть себя, чего – то добиваться в жизни. Иначе говоря, сознательно относиться к жизни и к себе самим себе, не бояться принимать самостоятельные решения – именно это и есть основная цель нас - взрослых, воспитателей.