"О чтении дошкольникам"

Лисинко Ольга Владимировна

Эта статья о наболевшем. Если говорить о чтении, то абсолютно всех родителей интересует, как научить ребёнка читать, но очень мало кого интересует, что читать детям. Неужели в развитии и воспитании ребёнка для родителей важен только процесс обучения чтению, как таковому? А ознакомление детей с литературным наследием? А содержание произведений, рекомендуемых для прочтения детям, не имеет значения? Ознакомление с художественной литературой - важная составляющая развития личности ребёнка. Что читаете детям - то и будет способствовать формированию их личности. Уделите время подбору произведений для чтения детям. Это важно, и, в наше время,- совсем не просто.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_blog.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

О чтении дошкольникам

        Основной задачей воспитательно-образовательного процесса, соответственно ФГОС ДО, является позитивная социализация и индивидуализация личности ребёнка. Решать эти задачи призваны все образовательные области.

        Развитие у детей восприятия литературных произведений (чтение детям) формально относят к художественно-эстетическому развитию. Но, объективно, в силу интегративности образовательного процесса, оно имеет непосредственное отношение ко всем пяти образовательным областям.

        Художественное слово – всегда источник каких-либо знаний для ребёнка, что способствует познавательному развитию детей.

        Благодаря литературным произведениям, мы опосредованно социализируем детей, приобщая к окружающей действительности, к различным жизненным ситуациям. Анализируя поступки и настроения литературных героев и персонажей, развиваем у детей нравственные качества, учим общаться. Это – социально-коммуникативный фактор.

        Нельзя не отметить значение литературы в физическом развитии детей. Некоторые произведения не только способствуют формированию представлений о здоровом образе жизни, но и помогают укреплять желание у детей заниматься физкультурой и спортом.

        Неоценима роль литературы в процессе речевого развития детей: начиная с декламации самых первых стихов и заканчивая восприятием лучших образцов грамотной, стилистически окрашенной, и художественно-выразительной речи.

        Весьма велико и значение художественного слова в формировании эстетического вкуса детей, их понимания и восприятия прекрасного, что способствует художественно-эстетическому развитию детей.

Таким образом, чтение художественной литературы детям всегда было неотъемлемым, чуть ли не ведущим фактором личностного развития ребёнка. Если ранее, где-либо шла речь о развитии и воспитании детей, то первая «картинка», которая возникала в нашем воображении – это ребёнок, который «тычет в книжку пальчик».

Сегодня, увы, «картинка» другая: ребёнок «тычет пальчик» отнюдь не в книжку, а в планшет или в смартфон. Роль литературы не то что  отведена «на второй план», а отброшена «на задворки».

Надо признать со всей очевидностью, что мы крайне мало читаем нашим сегодняшним детям. Такова реальность, и с ней трудно спорить. Спросите любого воспитателя: «Какие литературные произведения с удовольствием и интересом слушают ваши дети?» И его ответ будет кратким: «Преимущественно сказки».

Только сказки? А как же стихи, рассказы? – А никак, они в большинстве случаев попросту не воспринимаются должным образом современными детьми. И дело  не в том, что воспитатели ленятся читать детям или читают невыразительно, - а в перечне литературных произведений, рекомендованных для чтения дошкольникам образовательными программами.

К малым формам фольклора (потешки, прибаутки) восприимчивы дети раннего и младшего дошкольного возраста, дети постарше проявляют к ним мало интереса. Стихи и проза классического литературного периода для наших сегодняшних детей - архаика. Стихи А.Фета, Ф.Тютчева, Н.Некрасова детям приходится буквально «переводить» на понятный им язык. Не миновала сия доля и А.С.Пушкина или М.Лермонтова. Судите сами:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье…

Слово «унылая» в современном лексиконе – раритет, никто в обиходе не спрашивает, например, девочку: «Ты чего такая унылая сегодня?» Обычно говорят: «грустная», «невесёлая». А словосочетание «унылая пора» мы просто «переводим» для детей как «грустное, печальное время года».

«Очей очарованье»: что такое «очи», и что такое «очарованье»? «Переводим»: «то, что нам приятно видеть».

Приходится пояснять даже слово «краса» - «красота». А уж объяснить детям как «увяданье» может быть «пышным» - вообще суперзадача. А ведь это даже не строфа, всего-то три строчки! Для того, чтобы дети поняли, прочувствовали и оценили красоту стихотворного слога великого поэта, надо провести колоссальную словарную работу. Или же дети воспринимают произведения литературных классиков на эмоциональном (без приложения интеллекта) уровне. Результат – не можем выучить наизусть, потому что не запоминаются непонятные слова.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь.

В двух строках: «крестьянин», «дровни», «обновлять путь». Прежде чем читать такие произведения дошкольникам, с ними надо целую подготовительную беседу провести.

Или М.Лермонтов:

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана.

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

Опять-таки «переводим»: «золотая тучка», «на груди утёса», «лазурь».

Очень сложен для разъяснения детям Н.Некрасов:

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,

Торной дорогой ходить ему скука.

«Торная» - значит, проложенная, привычная. Но, как детям 5-7 лет разъяснить смысл первой приведённой строки? Ведь всегда найдётся ребёнок с пытливым складом ума, который спросит, почему у Деда Мазая есть внук, а детей нет. Значит, мать или отец маленького мальчика умерли? А почему? Для детей нашего времени – это не просто непонятная, а страшная мысль. Естественно, ничего такого детям не читается, это я для примера привела.

Или Ф.Тютчев:              Повисли перлы дождевые

И солнце нити золотит…

Что там повисло? – Капли дождя, похожие на жемчужины. – А что такое жемчужины? А какие нити? – Поверьте, очень сложно.

Немногим лучше обстоит дело и с более поздними представителями русской литературы. Многие произведения С.Михалкова, В.Маяковского или А.Барто – откровенно политизированные, соответственно эпохе СССР, краплёные советской символикой.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идёт отряд.

На парад идёт отряд,

Барабанщик очень рад.

*****

Кто с жезлом и пистолетом

На посту зимой и летом?

Наш советский постовой-

Это тот же часовой!

*****

Потому что все должны

Видеть армию страны!

*****

Теперь он любит букву «р»,

Кричит, катаясь с горки:

-Урра! Я смелый пионеррр!

Я буду жить в СССР,

Учиться на пятёрррки!

*****

Ура

Вставай!

Иди!

Гудок зовёт,

И мы приходим на завод.

***

И теперь горды ребята,

Пионеры, октябрята…

Произведения К.Чуковского или С.Маршака - просто отражают ту, ушедшую в историю, советскую действительность, а отнюдь не сегодняшнюю.

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю...

*****

Стал натягивать гамаши,

Говорят ему: «Не ваши».

*****

В ушате, в корыте, в лохани…

Многим детям нравятся все эти замечательные стихи, но они им непонятны и заучиваются как «абракадабра». Вчитайтесь внимательно:

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком…

Почему бабушка Федора собирается чистить посуду песочком, ведь есть «Фейри» - моющее средство. А плескать на посуду («окатить») кипящей водой – вообще опасно. Это в представлении нынешних детей не мытьё посуды, а экстрим какой-то.

Литературный слог таких мэтров прозы как Л.Толстой, К.Ушинский, В.Даль, М.Пришвин, М.Зощенко – по разным причинам сложен для восприятия дошкольниками. Думаю, что многие воспитатели согласятся с этим. Даже в наиболее доступных и интересных (!) нынешним детям произведениях Н.Носова, В.Драгунского, В.Успенского то и дело встречаются непонятные детям слова и словосочетания: «колхозное поле», «примус», «пионерский лагерь», «целина», «чернильное перо», «песня гражданской войны», «авоська» и др.

Много разъяснительной и словарной работы - положительный эффект чтения значительно снижается.

Воспитателю затруднительно выполнять задачу социализации личности детей, опираясь на литературные произведения, в которых отражена не существующая сегодня и сейчас действительность. Упомянутые выше поэты и писатели – представители такого литературного направления, как реализм (классического, критического и социалистического). И реальность, отражённая в их произведениях уже ушла. Она не актуальна сегодня, у нас совсем другая реальность. Жизнь не стоит на месте.

Чуть лучше обстоит в этом ключе дело с морально-нравственным, коммуникативным аспектом социализации, формируемым и посредством литературы. Вот уже на протяжении многих веков морально-нравственные нормы изменяются незначительно. В этом смысле актуальна даже Библия: не убий, не укради… И, если бы не отсутствие фактора актуальности произведений того же С.Михалкова, В.Маяковского, В.Даля или Е.Пермяка, – воспитатели читали бы и читали их детям.

Но, обратите внимание, какие профессии называются в прекрасном стихотворении В.Маяковского «Кем быть?»: столяр, плотник, инженер, доктор, кондуктор, рабочий, шофёр, матрос.

Из этого перечня нынешние дети выбирают профессию доктора, иногда инженера и шофёра. Но никак не столяра, плотника или рабочего. Это не актуально. Родители у большинства сегодняшних детей – менеджеры и супервайзеры, директоры и охранники, преподаватели и ведущие специалисты на производстве, или бизнесмены.

И кондуктором дети быть не хотят, потому что ему денег мало платят. Лучше уж водителем маршрутки – и не скучно, и денег много (все дети видят это своими глазами, и рассказывать не надо).

Это в «золотое» советское время всем платили одинаково, и, действительно, можно было выбирать профессию на свой вкус. А сейчас другие времена. И даже дошкольники знают (перефразируя В.Маяковского): «Что такое много денег, и что такое мало». Вот и получается, что пропадает «песнь труду, песнь рабочему человеку». Нельзя так же смело и с энтузиазмом прочитать:                

Все работы хороши,

Выбирай на вкус!

Есть ещё один момент, на который стоит обратить внимание. Некоторые рекомендованные произведения воспитательного значения эмоционально тяжело переживаются детьми. Некоторые дети плачут, когда им читаешь, например, «Печенье» В.Осеевой (жалко маму и бабушку) или  «Лев и собачка» Л.Толстого. Неудержимое чувство жалости, эмпатия, затмевает воспитательное значение таких произведений. Для детей дошкольного возраста – это важно, нельзя травмировать психику детей. Опытные воспитатели не читают таких произведений детям, подбирают что-нибудь полегче.

Что касается  задачи индивидуализации личности ребёнка, то здесь художественная литература помогает не только развивать положительные личностные качества, но и выявить детей с литературными способностями. Такие дети есть, к счастью, и на сегодняшний день.

Как выявить способных детей, не читая им, не разучивая с ними стихи, не пересказывая понравившиеся произведения? Безусловно, воспитатели ведут эту работу, кропотливо выбирая из рекомендованного списка наиболее подходящие произведения и самостоятельно подбирая их. Несмотря на небольшой выбор и вполне определённые затруднения, педагоги поддерживают интерес детей к литературе, читают детям, воспитывая привычку слушать художественные произведения и желание читать и сочинять самим.

К слову сказать, есть и родители, которые находят время почитать своим детям. Но, они тоже в растерянности, обращаются к воспитателям, к библиотечным работникам с вопросом: «Что читать нашим детям?»

А что посоветовать-то?

Очень в этом плане выручают сказки, любые, от русских народных - до волшебных. И вот что любопытно. В сказках тоже часто встречаются всякие архаизмы и непонятные детям слова или ситуации. Но, заворожённые сказочным сюжетом, ожидающие неожиданной развязки приключения, дети просто не замечают их. Если и сталкиваются они с чем-то непонятным – детское воображение легко восполняет этот пробел в знаниях.

Читаешь им «Золушку» - никого не удивляет, что туфелька «хрустальная», хотя носить такую туфельку реально просто невозможно. Никто не спрашивает, что такое «прекрасная карета», потому что тыква в неё «превратилась», а значит, это что-то волшебное. В сказке – всё можно, всё понятно.

Читаю детям:

Летит Баба Яга в ступе, помелом машет,

 а на закорках у неё чудь да нечисть пляшет.

Маленький ребёнок плохо представляет себе и ступу, и помело, да и где у Бабы Яги какие-то там «закорки». Но, сказка – это в первую очередь работа воображения, фантазия. Каждый ребёнок по-своему воображает то, о чём слышит. Видимо, поэтому детское восприятие так легко справляется со всякими «непонятками» в сказках. Сказка – это стопроцентное соответствие возрастным психологическим особенностям дошкольников.

К реалистическим стихам и прозе – другое отношение, их нужно не просто воспринимать, но и понимать, о чём речь.

Есть, на мой взгляд, и ещё один немаловажный момент, снижающий значение художественного слова. Понятно, что у дошкольников доминирует наглядно-действенное мышление, понятно, что в современной педагогике установка на деятельностные методы работы с детьми. Но, не слишком ли мы увлекаемся именно деятельностью?

Представьте себе: выходим мы с ребятами на целевую прогулку, наблюдаем сказочную красоту осенней листвы:

В багрец и золото одетые леса…

А на следующих прогулках мы проводим всякие опыты с листьями (опускаем в воду, выясняя, тонут они или нет; раскладываем по видам в разные коробочки, как овощи на рынке; сгребаем листья в кучу граблями, чтобы они перегнили зимой, и из них получилось удобрение) и т.п.

А как же красота осеннего леса? – Мы «багрец и золото», воспетые самим А.Пушкиным, благополучно закопали в компостную яму. Как вы думаете, что запомнят дети из всей проведённой работы по осенним листьям? Правильно, то, что делали своими руками, а отнюдь не прекрасное стихотворение поэта.

Что же делать?

Может, не читать детям? Относиться к художественной литературе как к атавизму «великолепного прошлого»? Может быть, нашим сегодняшним детям вполне хватит «мультиков» и комиксов?

А может быть, сделать дерзкую попытку и перейти на интерактивное чтение, адаптировав его для детей дошкольного возраста?

Или «перевести» литературные произведения для детей в электронный формат (интерактивные игры с героями и персонажами)?

А может быть, просто пересмотреть списки рекомендованной литературы для дошкольников и обновить, переиздать «Книги для чтения» и другие хрестоматийные издания? Ведь есть же современные поэты и писатели, которые сочиняют для детей!

Не знаю, но глубоко убеждена: что-то делать нужно, необходимо корректировать сложившуюся ситуацию. Иначе художественная литература станет историей…

Используемые источники информации:

«Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А.Васильевой и др