"Призвание - воспитатель"

Лисинко Ольга Владимировна

С тех пор, как я написала это эссе, прошло уже 7 лет. Изменилось ли моё мнение? Хочется ли что-нибудь подкорректировать, исправить? - Отнюдь, всё так и есть. Не изменилось ни понимание данного вопроса, ни отношение нему. Моё размышление прошло субъективную проверку временеми и осталось неизменным. Я и сейчас, обращаясь к начинающим воспитателям или родителям, скажу то же самое...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_prizvanie_-_vospitatel.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Давайте порассуждаем о том, что такое призвание. На мой взгляд, это понятие включает в себя не менее трёх составляющих.

Во-первых, призвание – это когда человек чувствует склонность, устойчивый интерес к какой-либо деятельности и ощущает потребность заниматься ею.

Многие ли наши сегодняшние воспитатели работают по призванию? – Вряд ли. Многие из нас чувствуют склонность, интерес к этой замечательной профессии, но вот потребность заниматься именно этим ощущают немногие.

Подавляющее большинство может легко перейти к другой профессии, стать продавцом или, например, социальным работником. Они без особой сложности могут адаптироваться к новому содержанию работы и вовсе не скучать по детям.

Искреннее желание и потребность работать с детьми испытывают единицы. Такие люди легко соглашаются работать при необходимости целыми днями вместо положенной смены. Их никогда не увидишь сидящими на стуле – они всегда с детьми и среди детей. Они, уходя вечером с работы домой, думают о том, как и чем они будут занимать детей завтра.

Согласитесь, на самом деле таких воспитателей немного.

Во-вторых, призвание – это когда не только сам человек, но и окружающие его люди, и особенно дети, чувствуют и понимают, что он – действительно воспитатель, и никто другой, да ещё и с большой буквы. Одним словом – это признание окружающих.

И это тоже случается не так часто, как нам всем хотелось бы. Бывает, человек много лет работает воспитателем, а признания так и не получает.

Вроде бы с методической точки зрения - всё в порядке, с родителями побеседовать в приёмной – всегда пожалуйста, а эмоционального контакта с детьми - нет. Неравнодушные родители удивляются: «Такая хорошая воспитательница, а ребёнок в садик идти не хочет, при любой возможности капризничает, желая остаться дома».

Это происходит потому, что нередко взаимоотношения педагога и ребёнка выстраиваются не на взаимоуважении и привязанности, а на авторитете и подчинении. Как только закрывается дверь за последним родителем, в силу вступает авторитарный (или ещё хуже попустительский, либеральный) стиль общения, демократичность взаимоотношений тает на глазах. Начинаются безликие обращения, установки, указания:

«Моем руки и садимся»,

«Взял игру и сел за стол»,

«Одеваемся гулять» и  т.п.

Да простят меня коллеги, но многие из нас (если прочитали) узнали свои «обращения к детям» в этих трёх фразах.

В этом стиле работы нет ничего криминального, но и хорошего, заслуживающего уважения и признания тоже нет. Дети идут в садик, идут погулять, поиграть со сверстниками, но не к воспитателю. По большому счёту им всё равно, кто у них сегодня на группе буде работать: Земфира Изольдовна или Феоктиста Ростиславовна. И лишь немногих дети просто одолевают вопросами: «А вы у нас сегодня целый день? И завтра будете?»

По этому поводу приведу «народные приметы»:

Если вы много работаете и мало получаете – вы воспитатель.

Если у вас болит голова, а вы улыбаетесь детям – вы хороший воспитатель.

Если у вас полные карманы конфет, которыми вас угостили дети ещё с утра – вы любимый воспитатель.

Именно отношение детей – главный показатель в нашей работе, всё остальное прилагается.

И третье: призвание – это дело всей жизни.

Вряд ли человек, проработавший с детьми четыре - пять лет, может с уверенностью сказать: «Я работаю по призванию». Если люди так о себе говорят, то, скорее всего, они употребляют это слово в первом или во втором значении, рассмотренном выше.

Чтобы осознать, прочувствовать, утвердиться в глубинном ощущении, что твоё призвание – быть воспитателем, требуются годы и годы. Не единичные успехи, не преходящее настроение, а устойчивое чувство удовлетворения от работы с детьми и устойчивое же, растяжимое на года желание заниматься ею, дают нам осознанное чувство, что профессия воспитатель – это твоё призвание.

Таким образом, понятие «призвание» имеет глубокое и многогранное содержание.

Любой из нас может сказать: «Моя профессия – воспитатель».

Но далеко не каждый, не покривив душой, может сказать о себе:

«Моё призвание – воспитатель».

Заканчивая высшее учебное заведение, мы получаем диплом с указанием специализации и присуждением звания – «педагог».

Но это – звание, а станет ли оно призванием – это большой вопрос, ответ на который может дать только время.

Резюме:

Призвание – воспитатель – удел избранных.