Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественно-изобразительной деятельности
Введение.
У детей дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности.
И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Проект имеет художественную направленность, так как ориентирован на развитие устойчивого интереса к изобразительному искусству и эмоциональной сферы детей, воспитание художественного вкуса, активизацию творческого потенциала, мировосприятия.
Отличительные особенности проекта состоят в том, что он разработан на основе использования в процессе обучения разнообразных художественных материалов и нетрадиционных техник рисования: монотипии, губкой, метод тычка, пальцами и другими материалами.
Актуальность проекта в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити -
ручейки, которые питают источники творчества мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский
Цели и задачи проекта.
Целью проекта является:
- развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта:
- сформировать у детей технические навыки рисования;
- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
- научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники;
- развивать воображение и творческие способности детей;
- обогащать и расширять художественный опыт детей;
- побуждать ребенка экспериментировать;
- поощрять и поддерживать творческие находки;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству со взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
Методы используемые в проекте.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит оттого, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
1. Информационно – рецептивный метод, который включает в себя приемы рассматривания и показа образца воспитателя.
2. Репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Этот метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.
3. Эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
4. Исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию, и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. программно-методическое обеспечение;
2. развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;
3. взаимодействие всех участников педагогического процесса;
4. система взаимодействия с родителями;
5. система мониторинга.
Тип проекта: групповой (работа с детьми и их родителями);
Вид проекта: творческий, практико – ориентированный.
По числу участников: фронтальный.
По времени проведения: 2019-2020 г. долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ, дети и взрослые (воспитатели и родители).
Используемые технологии: здоровье сберегающие, личностно - ориентированные, игровые.
Целевая группа: дети дошкольного возраста от 4 до 5 лет.
Основное содержание проекта.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
Организация работы педагога:
1. Выбор нетрадиционных техник рисования.
2. Поиск и изучение методического материала по заявленной теме.
3. Разработка конспектов изобразительной деятельности детей.
4. Информация в родительском уголке на тему: «Развиваем творческие способности», «Нетрадиционные техники рисования для детей 4-5лет:»
5 Реализация конспектов по совместной деятельности
6. Создание альбома по нетрадиционным техникам рисования.
2. Реализация проекта.
2.1. Организация занятий с детьми: мотивация, простейшие опыты и эксперименты, выбор средств и материала, способов изображения, практическая деятельность, оценка детской деятельности
Рассматривание различных материалов в уголках по изодеятельности и экспериментировании.
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
Знакомим детей с разными приемами нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
Пальцевая живопись.
Это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.
В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.
Рисование методом тычка.
Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, опустить в краску и точным движением делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком.
Техника печати (оттиска) листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т. д.
Далее дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов.
Существует ещё одна разновидность данной техники - монотипия когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток).
Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и нестандартного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
2. 2 Совместная исследовательская деятельность:
• знакомство детей со свойствами материалов: бумага, поролон
• знакомство детей со свойствами воды, воздуха, мыльной воды.
(Познавательная область)
. обогощение и активизация словарного запаса;
(Речевое развитие)
(интеграция)
3. Заключительный этап
1. Презентация для педагогов ДОУ на тему «Нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
2. Коллективная работа детей.
3. Выставка всех работ.
Ожидаемые результаты
- повышение уровня воображения и самооценки;
- расширение и обогащение художественного опыта;
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Вывод.
Применения различных техник рисования на занятиях, использование нетрадиционных форм, рисования создают ситуацию успеха у детей, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Изобразительная деятельность позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Использывание новых и интересных технологий, не навязывание детям своей точки зрения на окружающий мир и дает им, возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты.
Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.