Экспериментирование
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voydi_v_prirodu_drugom.doc | 35.5 КБ |
seminar-praktimumeksperimentirovanie.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлова Юлия Сергеевна
Ст. воспитатель
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №187»
Коминтерновский район
г. Воронеж
Мы педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: это мы их так воспитали. Надо срочно что-то предпринимать, чтобы новые выпускники могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.
Основная задача экологического воспитания по предшкольной подготовке в детском саду – обеспечить ребенка знаниями о природе и о месте человека в окружающем мире, дать навыки общения с дикой природой и творениями ума и рук человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей.
Уровень экологической культуры нужно связывать со способностью в рамках семьи осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсом. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок. В экологическом воспитании дошкольника важным условием является обучение навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям; обучение бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания; осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни и семьи, включая здоровье и благополучие ее членов.
Знание основ экологии – это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог сможет побудить ребенка к развитию познавательных интересов, его эмоций, чувств, экологических представлений, познакомить с «языком» красок, форм, движений, музыки, поэзии.
Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности дышать выхлопными газами, что гулять возле свалки вредно для здоровья, что не во всех водоемах можно купаться, и многое другое.
Воспитателям и педагогам дошкольных учреждений необходимо развивать у детей эмоционально – положительное отношение к природе посредством соответствующих программ экологического воспитания.
Знание об окружающей среде закрепляются детьми в процессе дидактических и подвижных игр. Проведение тематических вечеров, развлечений, разучивание стихов на экологическую тематику, слушание рассказов об экологии оказывают эмоциональное воздействие на детей и укрепляют положительное отношение к природе.
Экологическое воспитание тем или иным образом соприкасается с различными областями деятельности дошкольное образовательного учреждения. Занятия в детском коллективе – весьма важный момент в процессе творческого развития ребенка. Наряду с рисованием, лепкой, конструированием и другими видами детского творчества, аппликация призвана развивать не только мелкую моторику рук ребенка, его творческий потенциал, но прежде всего формировать мышление, учить наблюдать за природой, ее красотой и неповторимостью, бережно относиться к ее дарам при использовании в собственных целях.
Экологическое воспитание необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Воспитатель, если он проводит работу по экологическому развитию детей, должен сам хорошо разбираться в вопросах экологии. Необходимо объяснять детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов – каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие.
Привлечение детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных способствует активному развитию у дошкольника таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой в будущей большой счастливой жизни.
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Опытно – исследовательская деятельность – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка – дошкольника к природе».
- Что такое опыт?
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотношение известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления. Выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать. Сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей.
Опыты должны строиться на основе имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда.
Важно, чтобы в постановке и проведении опытов дети были активными участниками. При обсуждений результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.
- Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с объектами живой природы.
Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, воспитатель организует разнообразные наблюдения с максимальным привлечением органов чувств. При этом решаются следующие задачи: дошкольники подводятся к пониманию того, что каждое животное – живое (оно двигается, дышит, питается. Растет. Дает потомство);устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, рот, уши, сердце); вызывается чувство радости от общения с живым существом.
Целесообразно ознакомить детей с миром природы в такой последовательности: «Человек и животное – живые существа», «Растение – живое существо». Такая последовательность определятся тремя важными моментами:
- Ребенок легче понимает то, что связано с ним. Его чувствами, жизненными проявлениями и потребностями;
- Усвоение им понятия «животное – живое существо» идет значительно быстрее, если происходит на основе сравнения со свойствами человека;
- Тема «Человек – живое существо» включает в себя материал об органах чувств, их значении в жизни человека, необходимости бережно к ним относиться.
Тема «Человек и животное - живые существа» включает представления об органах чувств животных и их сходстве с органами чувств человека, об общих, необходимых для жизни признаках человека и животных (питание, дыхание, движение).
При изучении этой темы рассматриваются правила ухода за животными.
При проведении занятий на тему «растение – живое существо» у дошкольников продолжают формировать представления о жизненно важных признаках растений (питание, рост. Развитие от семени до семени), знакомят детей с правилами ухода за растениями, отмечают зависимость состояния растения от отношения к нему человека.
- Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой.
Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. Дети способны познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ от одного состояния в другое (вода в твердом, жидком, газообразном состоянии), свойства воздуха (он есть повсюду, его можно обнаружить, он имеет вес, может сжиматься), свойства магнита притягивать к себе металлические предметы, способность песка пропускать через себя воду и т.д. Выявление скрытых свойств явлений неживой природы, которое происходит непосредственно под непосредственным руководством воспитателя, продолжительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе и составляет основу понимания более сложных физических явлений.
Фрагмент игры «Что? Где? Когда?»
Цель:
1. Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные).
2. Развивать познавательный интерес у педагогов.
3. Учить использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности.
Девиз: «Все интересно, что неизвестно».
Плакат: «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней».
Звучит муз. П.И.Чайковского «Времена года».
Для проведения конкурса разделиться на команды.
1 задание.
Предлагаем придумать эмблему каждой команде, но таким образом, чтобы ваши соперники могли по описанию узнать вашу эмблему:
- Описание эмблемы «Узнай, о чем?»
- Нарисовать эмблему;
- Сочинить стишок о своей эмблеме.
2 задание (домашнее)
Придумать три оригинальных вопроса и задать их команде-сопернице.
3 задание.
Конкурс «Удивительные превращения».
В кого превратились и были заколдованы?
- Князь Гвидон? (комара, муху, шмеля);
- Великан – людоед из сказки Ш.Перо? (во льва, в мышь);
- Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х.Андерсена (в лебедей);
- Чудовище из сказки С.Аксакова? (в принца);
- Гадкий утенок? (в лебедя).
4 задание.
1. Куда зайцу бежать удобнее: в гору или с горы?
В гору, у зайца передние лапы короткие, задние длинные, поэтому заяц бежит легко в гору, а с горы – кубарем (через голову).
2. Чем кормят морских свинок?
Овощи, фрукты, свежая трава, сухой хлеб, зерна овса, пшеницы, немного воды или молока.
- Слепыми или зрячими рождаются зайчата? Зрячими.
- Почему канарейка называется канарейкой? По имени Канарских островов.
- Сколько ног у паука? Восемь.
- Как узнать о приближении дождя по муравейнику? Муравьи прячутся и закрывают входы в муравейник.
- Дышит ли цыпленок в яйце? Да.
- Назовите три весенние приметы.
- Когда температура воробья ниже зимой или летом? Одинаковая.
10. Воде родится, а воды боится? Соль.
- Написать за минуту как можно больше названий аквариумных рыб.
- У кого уши на ногах? У кузнечика.
- Весной или летом цветет сирень? Весной. Начало лета считается с отцветания сирени.
- Что ест зимой жаба? Ничего, она спит.
- Никто не пугает, а вся дрожит? Осинка.
5 задание.
Конкурс. «Нарисовать то, что вы представляете, слушая эту мелодию».
3 минуты.
Подведение итогов игры.
Награждение победителей.