Здоровье по нотам
В своей книге “Здоровье по нотам” С.В.Шушарджан говорит о благотворном влиянии на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков.
Так, звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу; звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о - и - о - и” массирует сердце; звук “и - э - и” воздействует на мозг, почки, железы внутренней секреции; звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом
В последнее время медики обратили внимание на то, что музыка обладает целебным действием, и с ее помощью можно лечить некоторые серьезные заболевания. Возможности музыкального лечения достаточно широки. Музыкотерапия помогает при заболеваниях нервной системы: неврозах, неврастении, переутомлении, бессоннице. Важны не только произведения, но и то, какие музыкальные инструменты в них звучат.
Мы все хотим видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими. Но это не всегда получается. Часто физический недуг, неправильное воспитание, ошибки родителей приводят к критической ситуации. И все же ее можно победить, преодолеть, с ней можно справиться, если начать обучение музыке в раннем возрасте.
Каждый год в наш центр поступают разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?
Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, необходимо развивать у него музыкальные способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.
С воспитанниками нашего Центра мы систематически проводим игры со звуками, которые помогают им лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной силы и разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука. Например, звуковая игра «Эхо» побуждает детей точно и уверенно произносить тот или иной звук, произносить его с заданной интонацией и силой звучания.
Одним из основных видов музыкальной деятельности дошкольников является пение. Пение — прекрасная форма дыхательной гимнастики. Оно укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции. Искусство пения — это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни. Научившись выражать свое состояние голосом, ребёнок получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Пением успешно лечат заикание, кашель, бронхиальную астму, снимают усталость и переутомление.
Игра на музыкальных инструментах развивает волю, воображение и стремление к достижению цели. Дети понимают, что с первого раза ничего не получается. В этих условиях развитие музыкальности происходит интенсивно и плодотворно. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, потому оно благотворно влияет на физическое развитие детей. Работа над отражением в ходьбе бодрого активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, легкости шага. Напротив, спокойный, плавный характер пляски позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.
Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Бетховена, Вивальди, Моцарта, заметно выигрывает и в культурном плане. Музыка этих композиторов создаёт позитивный настрой и учит воспринимать жизнь как радостный и прекрасный мир.