Мастер – класс для родителей на день открытых дверей
«Проведение опытов с детьми в домашних условиях».
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Цель: Познакомить родителей с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Обоснование проблемы.
В период раннего детства у ребёнка появляются элементы практического экспериментирования, развивается ориентировочно — исследовательская деятельность. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Восприятие мира ребёнком на третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствие манипулируют различными предметами. Если ребёнка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес, испытывает чувство страха, при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребёнка к миру природы, который открывает большие возможности для познавательной деятельности.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.
Ход мастер-класса
Воспитатель: Начать хотела бы я с небольшого опроса:
Что для вас хорошее настроение? Одним словом, продолжите предложение:
• «Хорошее настроение – это…» (Улыбки, смех, радость).
• Если настроение – это цвет, то какой это цвет. А плохое?
• Если это прикосновение? (Приятное, нежное, мягкое).
Упражнение "Комплименты"
Родители встают в круг. Педагог, отдавая мяч одному из родителей, говорит ему комплимент. Родитель говорит: "Спасибо" и передает мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит: "Спасибо" и передает его следующему.
Воспитатель: Я, думаю, что у всех у нас замечательное настроение, и мы с удовольствием будем экспериментировать! (Воспитатель предлагает родителям присесть).
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому я решила все опыты показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие Алисы в мир чудес».
Воспитатель: Жила была принцесса Эвелина. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды, гуляя по парку своего дворца, Эвелина услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дворца, ведь она ещё никогда нигде не была. И Эвелина отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений. Выйдя за забор, она увидела небольшую полянку, на ней росли необычные цветы. Они все завяли. Эвелина не знала, что с ними сделать. Давайте ей поможем: (опустим цветы в воду. В таз с водой.)
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются.
Воспитатель: Потом она пошла дальше. Дошла до пруда и увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. (Давайте ребята посмотрим что это за рыбки).
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Воспитатель: Но тут подул ветер, растрепал Эвелине волосы и у неё выпала из волос заколочка в воду. (Как ей достать заколочку из воды?)
Опыт №3 «Не замочив рук»
Для этого нам понадобиться магнит.
-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?
-Дети пробуют. (Показываю, как это сделать).
- Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
- Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).
-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
Воспитатель: Эвелина отправилась дальше гулять. По пути ей пели птички песенки, ей было весело и радостно гулять. Эвелина вышла на красивую полянку там стоял небольшой домик. В этом домике жила её тётушка. Тётушка ей пожаловалась, что уронила яйцо в ведро с водой. Давайте поможем достать яйцо, но есть одно условие руками в воду лезть нельзя. (Как мы это сделаем? Нужна соль)
Опыт №4.Подводная лодка из яйца
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Воспитатель: Эвелине так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И она решила ещё раз куда-нибудь сходить, но только в следующий раз.
Обсуждение экспериментов с родителями.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые, родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился, и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
Спасибо вам большое. До новых встреч.