Экологическое воспитание дошкольников в условиях ведения ФГОС

Лученко Юлия Геннадьевна

Лученко Ю.Г., воспитатель

ГБДОУ детский сад №115 Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербурга

 

Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

 

      Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.  Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому я уделяю большое внимание экологическому воспитанию.

Мною определены следующие задачи:

- Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

- Совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

- Развивать экологическое мышление, творческое воображение и речь в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- Воспитывать элементарные нормы по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

     На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды детской деятельности. За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для детей.

    Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:  

- Комплекс познавательных занятий с использованием ИКТ.

- Разработан перспективный план НОД с детьми дошкольного возраста.

- Усовершенствован центр экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения), природный уголок с различными растениями, оформлен огород на подоконнике где дети выращивают лук, чеснок, фасоль, петрушку, укроп, дубы, огурцы, цветы.

- Пополнена картотека, включающая подборку презентаций, экологических игр, физкультминуток, загадок, стихотворений и песен о природе.

- Постоянно пополняется детская мини-библиотека с произведениями детской литературы, различными энциклопедиями.

      В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.     

        Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт: солнце просят о тепле и ласке.

             Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из задач моей работы является, совершенствовать умения и навыки детей в наблюдении за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них развивается наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т.д. Разработала циклы наблюдений за живыми объектами природы.      

             Знакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.  В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же в уголке природы находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, которые наблюдали на улице).  Различные модели заместители реальных объектов (глобус, календарь погоды, рисунки-модели растений, животных и других объектов природы, природных явлений).  

            Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игровые технологии, которые включают различные виды игр.  Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, в дидактических играх.

     Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Дидактические игры, использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а так же в экспериментальную деятельность. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

     В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

        Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Мною разработаны экологические проекты «Юные защитники природы», «Поможем птицам зимой», «Удивительные насекомые», «Грибы - грибочки», «Люби и знай свой край» и др.

Общими задачами этих проектов были:

·       формировать у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

·       создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;

·        развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;

·       организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

.         реализовать одну из форм работы с родителями   проектно-исследовательской   деятельности «Экологическая почта».

·        развивать  взаимопонимание  и  взаимопомощь  между  детьми, педагогами, родителями,  потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

·        развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;

·        воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к  окружающей природе.       

      Новизна  экологических проектов заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей. Используя новые, увлекательные технологии, можно обеспечить эту включенность. Проекты позволяют детям и родителям  участвовать в экологических акциях («Чистое утро», «Покормите птиц зимой», «Чтобы деревья стали большими» и др.). Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

 Ожидаемые результаты проектов:

- создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

- повышение уровня знаний по экологии у детей; 

-  совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме  проекта.

            Большое внимание уделяю работе с родителями. Основной целью во взаимодействии с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребёнка. Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, развлекательные мероприятия на природе, выставки, спектакли, экскурсии, игры-тренинги, чаепития, консультации, практикумы, мастер-класс. Подбираю материал для информационных стендов, общаюсь индивидуально.

Вся работа способствовала сплочению семей и педагогического коллектива, воспитанию у детей любви к родному дому, к природе в целом, формированию более целостного восприятия мира, воспитанию экологической культуры у дошкольников.

Анализируя результаты работы я пришла к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.

Дети стали эмоционально активны на занятиях, у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе, участие в познавательных играх, выставках, конкурсах. Воспитанники моей группы постоянные участники и призёры конкурсов разного уровня.

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому      воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.