Детские страхи

Курганова Екатерина Борисовна

Ночные детские страхи. Как помочь.

image
 

Только я положила голову на подушку, готовая стремительно занырнуть в объятияМорфея, как услышала приближающийся топот босых ног.

— Мама! Я с тобой буду спать! Там чудовища! Я боюсь!

Понятно. Возможность уснуть отложена на неопределенное время. Причем, меня одинаково не радует ни одна из перспектив: останется ли Сашка со мной на кровати, или я буду тесниться с краю его кровати. Надо что-то срочно придумать…

Недавно я шла через парк и стала свидетелем фотосессии. Одна девушка фотографировала, а другая позировала между двух лошадей. Лошади – это, конечно, прекрасные животные. Особенно без этих пошлых помпон и заколочек в гриве. Но у меня нет опыта общения с лошадьми, а их размеры внушают страх. Я предпочитаю к ним не приближаться. Однако, лошади заняли почти все пространство пешеходной дорожки. Пройти, конечно, можно, но только очень близко к лошадям. Я в нерешительности остановилась в метре от их заплетенных хвостов. В памяти сразу всплыли страшилки из детства, что к лошади нельзя подходить сзади – лягнет. Проверять этот факт мне не хотелось. Девушка с фотоаппаратом заметила мое смятение и «успокоила»:

-Проходите! Не бойтесь!

— Ага. Я вот так сразу после ваших слов и перестала бояться.

— Ну, я же знаю о чем говорю! Я столько лет лошадьми занимаюсь!

— Я уважаю ваши знания и ваш опыт. Но они не интегрируются в мое восприятия и не устраняют фобию. Поэтому прошу вас: отведите прекрасную лошадь в сторонку, чтобы я могла пройти.

Девушка фыркнула. Кажется, лошадь тоже фыркнула. Но дорогу мне освободили.

С детскими страхами также. Недостаточно просто сказать: «Чудовищ, монстров, бабаек не существует.» У детей другое восприятие действительности. Если в картине мира ребенка есть некая бабайка, то рациональным подходом проблему не решить. Здесь нужно начать мыслить как ребенок, посмотреть на мир его глазами и предложить решение адекватное его восприятию.

Итак, есть Сашка, есть ночные чудовища и есть огромное желание мамы выспаться с комфортом. И я призываю на помощь плюшевого медведя. Этот медведь – особенная игрушка. Подарок мальчишек-первокурсников на день учителя. Мамин медведь. Ранее в детских играх не участвовал и жил в маминой комнате. Поэтому именно он подойдет больше, чем все остальные игрушки. Я беру медведя и говорю ему очень серьезно:

— Медведь Иванович, у меня к вам ответственное поручение. Ставлю перед вами задачу охранять Александра от всяких чудовищ до самого утра. Я знаю, вы справитесь. Задача ясна?

Медведь не отвечает, но по его умной морде видно, что он справится.

Провожаю Сашку до кровати, вручаю ему медведя.

Следующим вечером перед сном Сашка просит:

— Мама, ты опять принеси медведя!

— Конечно.

— И задай ему задачу!

— Какую задачу?

— Ну, как вчера, задачу

И я вспоминаю вчерашнюю формулировку дословно. Ну вот, кажется, у нас появился новый ритуал.