Информационная безопасность ребёнка-дошкольника

Бредихина Елена Алексеевна

Информационная безопасность

 ребенка-дошкольника

 

Информационная безопасность - проблема не только социальная, но и педагогическая, потому что ее решение напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения. Один из возможных путей решения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

 «Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона. А между тем, жизнь современных детей почти невозможно представить без телевизора. Признаемся честно, нам, дорогие родители, так просто удобно – дети вроде бы чем-то заняты, они  не мешают нам делать домашние дела и вообще просто не мешают отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Родители, поленившись заняться своим ребёнком и посадившие его перед телеэкраном, вы уверены, что голос из этого прибора лучше вас воспитает вашего малыша?

Почти каждый день в новостийных программах сообщается о заказных убийствах, ограблениях, военных действиях, бомбежках, и подобной информации. Эти сообщения способствуют нагнетанию опасений и страха.  Иногда яркий показ  мертвых и умирающих людей, сам по себе может вызывать у взрослых зрителей травматичные переживания, подобные переживаниям у настоящих очевидцев события, что говорить о дошкольниках.

А так называемое «детское телевидение»? Посмотрите на «героев сказок» ваших детей? Красивые, не правда ли? Добрые? Веселые? С одним глазом, пушистые, порой непонятно кто это или что, и как оно в принципе может передвигаться. Наглядно видны сравнения мультфильмов современности и прошлых лет.

Что должно произойти, чтобы родители стали воспитывать своих детишек не на мутантах с антенной в голове, спящих в гробах, или просто монстрах,  а на примере наших колобков, зайчиков, медведей, Снегурочек, Алёнушек, Иванов-царевичей и прочих героев добрых и умных народных сказок. Надо сказать, что и сами дети сегодня с большой радостью смотрят отечественные мультфильмы и сказки. А на вопрос взрослых: «Почему?» – отвечают просто: что наши мультфильмы добрые, а герои в них – красивые.

Итак, подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта  наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной.

В 2000х родители искали решения для контроля, чтобы дети не проводили много времени за экранами телевизоров и компьютеров, не играли дни напролет и не заходили на недетские сайты. Родителям нынешнего 10-летия предстоит задачка посложнее. Все прежние проблемы компьютерной зависимости и опасностей Интернета остались в силе, но и добавились новые. Например, если раньше можно было вытолкать малыша на улицу и быть уверенным в том, что уж теперь он точно бегает по двору, а не смотрит мультики. Однако, в век мобильных технологий он может выйти во двор с планшетом, сесть рядом с местными старушками и продолжить играть в «Смешариков», и хорошо если это будут Смешарики.

Как правило, знакомство со смартфоном или планшетом происходит еще в период младенчества. Уже к 7-8 месяцам малыш активно интересуется предметом, который мама постоянно держит в руке, пока кормит его или качает коляску. Обычно еще до первого дня рождения малыш знает, каков смартфон на зуб, а в период с 1 года до 2х нет более увлекательного занятия, как тыкать по разноцветным значкам. В поликлиниках, залах ожидания, в любых очередях смартфон служит отличным способом для «утихомиривания» малыша. При таком подходе, который практикуют современные родители повсеместно, к 2-3 годам дети просто не могут обходиться без электронных устройств.

Преимущества новых технологий никто не собирается оспаривать, пользу компьютер приносит, но порой вред от него просто огромен!

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, подавленностью и депрессией.

В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний — больше четырех лет!

Вы спросите, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений…  А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот вам и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.

Мы не будем рассматривать вред зрению, осанке, суставам, который наносит компьютер ребенку, не будем описывать проблемы высокочастотного излучения от современных процессоров, повышенный уровень шума и риск возгорания,

 

 

Рассмотрим самые распространенные опасности интернета для детей

Контент связанный с сексом. Многие взрослые именно его считают самым опасным для детей, хотя это не самое страшное, с чем ребенок столкнется в сети.

Информация, пропагандирующая или описывающая запрещенные в обществе вещи и понятия. Сюда можно отнести сайты, на которых пропагандируют расовую нетерпимость, фашизм, сектантство, терроризм, жестокое отношение к людям или животным, наркотики, алкоголь, курение и прочее.

Игры. Большинство игр, в которые играют наши милые дети, рассчитаны на возраст от 14-и лет и старше. Ограничение вызвано множеством сцен насилия, крови, психотропным воздействием (например, мрачной атмосферой). Мир игр поглощает, заменяя ребенку реальную жизнь.

Социальные сети и форумы сами по себе не несут угроз, как не несет угроз и просто телефон. Опасность в методах использования. Вред социальных сетей лежит в нескольких аспектах. Плохо, когда такие ресурсы становятся основным способом общения, «извлекают» ребенка из реального мира и делают зависимым от себя. А еще плохо то, что через подобные ресурсы к ребенку в доверие могут втираться разного рода аферисты и пытаться получить конфиденциальную информацию.

Что же делать спросите вы? Первым и самым главным способом защиты являются, как ни странно для некоторых, не высокотехнологические программные продукты безопасности, а элементарные профилактические беседы. Честный разговор на интересующие ребенка темы поможет защитить его лучше, чем все приложения родительского контроля вместе взятые. Ведь большинство ошибок в интернете дети совершают либо по незнанию, либо из жгучего любопытства узнать про запретный плод. А самоконтроль – это лучшая система защиты. Хотя, конечно, всё это не исключает и установку дополнительных средств обеспечения детской безопасности. «Родительский контроль» всё же сможет большей частью защитить ранимую психику детей от опасностей интернета.

Исследователями Казанской государственной медицинской академии М.В. Белоусовой, А.М. Карповым, М.А. Уткузовой было проведено анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов, влияющих на  развитие ребенка. Авторы исследования отмечают: «Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей.