Топор в штанишках.
Почему растёт число проблемных подростков? Задают вопросы корреспондетны, неравнодушные к произошедшему общественные деятели и родители.
В зимних соообщениях призывали заблокировать в соцсетях группы, побуждающие к насилию в школах, рассуждалось, как обеспечивать безопасность учеников и просто по человечески скорбили по утраченным детским жизням, так и не развернувшихся во всю силу… На время утихли страсти и СМИ, но забыть произошедшее в Кемеровской «Зимней вишне», Пермской «Резне», «Кровавой бойни» в Улан-Удэ, разьве возможно?... И вот, Керчь!
На вопрос «Что происходит?» - невозможно дать однозначного ответа, в одном из случаев нападавший парень учился на отлично, другого характеризовали, как тихого и спокойного, а кого-то уже в 9 классе отвозили в психиатрическую больницу из-за агрессивного поведения.
Лозунг «Догоним и перегоним Запад», реализуется, а не хотелось бы… Но по количеству трагедий, случившихся в Российских школах, мы, похоже перегнали европейцев, а главное, догоняем Америку с их «Колумбайнами».
И это - сигнал: наше общество серьёзно больно. Кто и как сможет его вылечить? И почему дети из вполне благополучных семей вдруг превращаются в садистов и палачей?
Ключевое слово в этом вопросе – ДЕТИ! Наблюдение за детьми – это главный инструмент психолога в дошкольном учреждении. В своих реакциях, поведении дети дошкольного возраста, естественны, ложь и притворство в их поведении и выражении эмоций появляются чуть позже, они научаются вести себя, так чтобы никто не угадал, что на самом деле они переживают, именно в подрастковом возрасте, когда приходит осознанность своего поведения. Так, вот именно наблюдение позволяет делать выводы, о том, что воспитанники детских садов играют вовсе не в те игры, которые им предлагают педагоги!... Предпочитаемыми становятся, те которые они приносят из дома, они то и вплетаются в обстановку детсадовской группы, а это порой анекдотичные случаи: «… давай выйдем, как буд то на балкон и будем там петь», предлагает одна юнная барышня другой, после новогодних выходных; «… а давай, с тобой подерёмся и будем стрелять друг в друга», с жадным предвкушением боя предлагает Виталя своему другу.; «… я буду плакать, я уйду и вообще я никому не нужен!», обижается пятилетний малыш. А три года назад в игрушечных колясочках почти всех девочек старших групп сидели монстры Хайт, уродливые, длинноногие и грудастые куклы и их закупил вовсе не детский сад…
Игра! Именно в игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников. Играя мы обучаем, делаем это в пространстве детского сада, группы, детской площадки, а поддерживается ли это дома?...
Веремся к тем играм, которые создаются, самими детьми, - их, называют творческими, или сюжетно - ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра – для детей это отражение жизни. Здесь все как будто, «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренны.
Так, что же происходит? Дети с раннего возраста привыкают видеть насилие, смотреть на страшные картинки на экране. На коррекционно-развивающих занятиях, направленных на снятие эмоциональных, телесных зажимов, дети бояться выражать свои эмоции, вернее не умеют этого делать. Вовсе не обобщаю, но есть такие дети, которых выворачивает от нежных слов и прикосновений, на их лице появляется отвращение, от уважительных слов, обращенных к ним и что самое страшное:
- А меня дома вообще не гладят - делится мальчик с другим.
- А что же с тобой делают? - вмешиваюсь уже я.
- Бьют! Ну, или я в телефон играю! Всё время! - а это уже с бравадой и хваставством, чтоб рядом сидящему мальчику завидно стало.
К сожалению, эти случаи уже не редкость. С коллегами, всё чаще поднимаем вопрос о детских депрессиях, а неврозы - это почти норма. Так, не происходит ли то что топор, оружие, придающее уверенность и крутость запрятанный в маленькие шортики, подросток имет возможность вытащить и размахивая, объявить всему окружению о своём наболевшем именно таким способом! Какой бы была ситуация, если бы ребенка гладили, поощряли, поддерживали, слушали и общались друг с другом! А приводить примеры на основе русских народных сказок стало бессмысленно – дети их, как правило не знают.
Вопрос «одиночества», как первопричина агресивного поведения подростков сейчас поднимается СМИ, трагедии заставляют задуматься, на время. Но, дети, подростки приходят к нам в учреждения и уходят домой, в свою референтную группу (эмоционально близких, значимых взрослых), к которой они пренадлежат, а «пренадлежность», в животном мире это «зуб за зуб, кровь за кровь», ну и т.д. И таким актуальным становится выражение - «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»…
Так вот, профессиональных родителей не существует! В нашем обществе не принято посещать психотерапию, не всегда взрослые умеют разграничить понятия, психотерапевт, психолог и психиатр. Не принято обращаться за помощью к специалисту по детскому возрасту. Не пользуются популярностью тренинговые занятия, встречи устраиваемые специалистами учреждений, замечу бесплатные. Но, посещение маникюра или сходить за пивом – это святое! Бабушки воспитанников отговаривают их юнных мам волшебными фразами: «Вас вырастили без премудростей! и ваших вырастим!».
Реальность такова, что программа информирования людей о том, чем могут быть полезны психологи – необходима. Внедрять и реализовывать психообразовательные программы. Только в таком системном подходе специалисты могут предлагать действиельно квалифицированную и адекватную помощь. И тогда, еть шанс, что страдающий человек вовремя придёт за помощью и получит её. Осознанное родительство, воспитание молодёжи, как грамотных пап и мам, вот что может повлиять на ситуацию агрессии детей по отношению к сверстникам и взрослым. Это моё видение, сложившегося. А ваше?...