"Особенности сюжетно - ролевых игр детей с нарушением слуха"

Ворганова Ольга Николаевна

      Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью. В ходе игры ребенок овладевает накопленным людьми опыт. Развитие ребенка представляет собой усвоение им общественного опыта в процессе деятельности. Игровая деятельность готовит ребенка к переходу к следующей, более высокой ступени развития - к обучению в школе.

Из всех видов игр наиболее благоприятно влияют на развитие ребенка сюжетно - ролевые. В игровой деятельности реализуется потребность ребёнка участвовать в жизни взрослых. Удовлетворяя желание быть похожими на взрослых, дети в играх реализуют своё стремление к активности, самостоятельности, проявляет инициативу, действуют творчески.

Игра - это обязательно совместная деятельность. Это значит, что для осуществления согласованной деятельности детям необходимо общаться друг с другом в процессе игр. Общение детей во время игр способствует развитию их речи. Сюжетно - ролевые игры уточняют и углубляют представления детей об окружающем, расширяют их знания. В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом лбиходе детей и с помощью которых можно обогатить их знания, речевой запас и расширять значения слов. В ходе этих игр ребенок познаёт мир.

Совместная деятельность в процессе игр способствует формированию дружеских, товарищеских взаимоотношений между детьми. Ребёнку необходимы товарищи по игре - ему надо кого - то лечить, мыть, учить, для кого - то варить обед, продавать продукты. В ходе игр дети учатся действовать сообща, согласованно, считаться с интересами других участников, подчинять свои интересы общим, уступать, действовать во имя общей цели.

Играя, дети легче и сознательнее овладевают нормами нравственного поведения. Воспроизводя жизнь взрослых, дети отражают их отношения, познают их, усваивают. В игре происходит нравственное развитие ребёнка. Игры содействуют сближению детей, формированию детского коллектива. Игра является важнейшим условием всестороннего развития неслышащего ребёнка. Для того чтобы игра могла выполнить всою роль в развитии и воспитании глухих детй, ею необходимо научиться управлять. А для успешного развития игровой деятельности неслышащих детей и эффективного управления ею нужно знать её особенности.

                                                                                                                                         

Глухие дети играют не менее охотно, чем их слышащие сверстники. Игры доставляют детям большое удовольствие, обогащают их в умственном, нравственном отношениях. Однако игры неслышащих детей имеют собенности, отличающих их от игр слышащих детей. Сюжетно - ролевые игры беднее по содержанию. Это связано с тем, чт восприятие глухих дошкольников осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи. Они однообразнее и проще, чем у слышащих детей. Без работы, направленной на расширение опыта глухих детей, задерживается мотивационный план план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений. Неслышащие дети не умеют самостоятельно вычленить в воспринимаемом основное, существенное и сосредотачивают внимание на воспроизведении особенностей, которые имеют второстепенное значение. Так, например, игра в "Магазин" прекращается, если нет бумаги для того, чтобы завернуть прокупку. Они не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато нагядные предметные действия детально и педантично отражают их в играх. Из- за задержки речевого развития способность к обобщению и творческому отражению действительности в игре оказывается весьма ограниченной. Поскольку у глухого ребёнка отстают в развитии воображение, фантазия, он не может творчески войти в роль, а просто подражает конкретным людям, воспроизводя их предметные действия, копируя внешние особенности. У таких детей вообще значителен элемент механического подражания друг другу во время игр. Стоит одному ребёнку затеять какую - нибудь игру, как у него сразу же находится несколько последователей, которые слепо ему подражают. В их играх можно обнаружить тенденцию к однообразному, стереотипному, механическому повторению игровых действий. Глухие дети испытывают трудности при игровом замещении предметов. Вследствие речевого недарозвития игра хлухих приобретает качественно своеобразный характер.

Восприятие мира обеднено за счёт отсутствия слуховых ощущений и восприятий, затруднённого и ограниченного речевого общения. Без специального обучения умению играть игры неслышащих детей развиваются медленно и носят в основном процессуальный характер. При специальном обучении игровая деятельность дошкольников со слуховой депревацией принципиально меняется: в их играх находит отражение всё больший круг впечатлений; сюжеты и игровые действия детей заметно усложняются; от простого отображения предметных действий дети переходят к изображению взаимоотношений людей, их чувств; в играх появляется разнообразное использование предметов, которые получают многообразное значение; всё  более существенную роль в играх выполняет речь; в процессе игр обогащается словарь детей, возникает потребность в общении, реализуемая в ходе игры; повышается роль слова в регуляции игровых действий.