Почему рисование важно для детей
Все дети всегда рисуют — это заложено в них природой. Если ребенок хочет смотреть только мультики, это значит, что у него есть какие-то проблемы, и стоит их обсудить. Рисование для ребенка — это способ познания.
Родителю нужно поддерживать это стремление, не мешать, доверять, уважать и быть чутким. В процессе — быть рядом, потому что маленьким детям, например, хочется, чтобы родитель был с ними в непосредственной близости.
Когда дети маленькие, по два-три года, они рисуют «каля-маля», и это то, что они и должны рисовать. Нужно дать им свободу, нужно уважать их естественный рост. Если давать детям свободу, они сами переходят от одного этапа к другому без помощи взрослого. Самая главная ценность в рисовании — это понимание себя, самовыражение и творчество.
Потом, в четыре-пять лет, они начинают рисовать условно-фигуративно: когда ребенок делает все еще «каля-маля», а маме рассказывает, что у него там замок. Потом, к семи годам, он начинает заниматься фигуративным рисованием. Тогда он сталкивается с какими-то ожиданиями от своего рисунка, с рисунками других детей, которые ему больше нравятся, и начинается фрустрация. Ребенок развивается по спирали и на каждой ее ветви сталкивается с большим количеством чувств. В этот момент нужно его поддержать: дать ему позлиться, дать возможность разорвать лист, выбросить его. Нужно выждать, когда ребенок будет готов попробовать еще раз. Дети пробуют и находят свою точку роста.
Как оценивать детские рисунки
Дети все время подходят к маме, показывают свои рисунки и спрашивают, как ей рисунок. Бывает, мама, не поворачиваясь, отвечает, что очень красиво. Но этого недостаточно: ребенку нужно внимание — чтобы мама остановилась, посмотрела на его рисунок, увидела его за этим рисунком.
Есть три метода обратной связи. Первый — это конкретное описание того, что я вижу на листе. То есть для детей очень важно услышать, что видят родители, и я могу сказать: «Я вижу красную извивающуюся линию и кружочек». Второй — это когда мне действительно что-то понравилось, и я говорю конкретно, что именно: например, как листики расположены на дереве. Третий — это задать вопрос ребенку. Это поможет больше узнать про своих детей, потому что они могут очень долго рассказывать о своем рисунке.
Как развивать творческие способности
С детьми самых разных возрастов можно ходить в музеи. Но с ребенком нельзя ходить в музей, рассказывая исключительно историческую часть. Экскурсии тоже нужно адаптировать для детей, задавать вопросы «Что ты видишь?», «Что ты чувствуешь?», «Какие эмоции увиденное вызывает?». Мы смотрим мало работ, потому что это не поход до тех пор, пока спина не заболит и ноги не отвалятся. Дети больше говорят, обсуждают увиденное со взрослым и между собой. Детям можно показывать альбомы с работами разных художников — это помогает вдохновиться и узнать, как рисовали другие.
Часто дети сами лучше нас знают, что красиво, а что нет. Взрослым надо только мотивировать детей на поиск своего правильного и красивого. Ребенок самостоятельно должен прийти к оценке своего рисунка. Здесь важен не только результат, но и процесс создания и осознания рисунка.
Когда ребенок рисует с родителями, ему нужно видеть, что всем комфортно: мы не спешим, у нас есть время, мы сидим, мы заняты, мы творим. Если мама начинает суетиться и ждать, когда он закончит, это мешает процессу.
Иногда ребенок не знает, как нарисовать что-то, в этом случае нельзя брать в руки карандаш и рисовать за него, нужно все объяснить словами, а точнее вопросами узнать о его представлении. Сложную задачу можно разделить на несколько простых. Так, если сложно нарисовать собаку, нужно спросить у ребенка про то, какая форма головы у собаки, какое туловище, какого она цвета. Нельзя давать перерисовывать свой рисунок ребенку, потому что, если у него не выйдет, он начнет переживать.