Ложная "новая норма" в поведении детей

Киселева Ольга Владимировна

О новой норме в отношениях «Дети и взрослые»

Сейчас часто говорят о том, что  ребёнку допустимо быть  неидеальным:  нормально и лениться, и не слушаться. Приятно такое читать, вроде как бы получается не вы такой плохой  воспитатель, а это норма такая у детей «новая норма».

Особенно удобно это объясняется так: вы такой особенный родитель, обеспечили ребёнку безопасную среду где он может самовыражаться , ребенок свободен и раскрепощен, может показать себя таким, какой он есть. И ослушаться,  и нагрубить, а что - он так чувствует!

И вы сразу  как - то успокаиваетесь - вроде как все правильно, ребёнок  абсолютно не боится вашей реакции на своё  поведение. Значит воспитание у вас утонченное, растите свободную  личность.

Другое привлекательное объяснение «новой нормы» - то, что «все дети такие». Все дети так нехорошо себя ведут, все абсолютно не отходят  от гаджетов, едят то,  что любят  и грубят родителям. А те, кто говорит, что у них не так - просто лицемерят, стесняются правды. Просто они несвободны и боятся признать  своё несовершенство. А свободные даже несколько навязчиво рассказывают о том, как очаровательно ужасно ведут себя их дети.

Вот эти два объяснения «новой нормы»

 Родители не настораживаются вовремя, при первых сигналах неблагополучия. Им рассказали, что дети должны расти свободными, раскованными, вот как очаровательные иностранцы (живет такой миф об особой свободе европейских детей, хотя они гораздо реже дурно воспитаны, чем наши маленькие соотечественники).

Часто можно наблюдать  - взрослые разговаривают, ребенок играет рядом. Играет очень шумно, откровенно говоря, буйно: швыряет изо всех сил игрушки, кричит, может подойти и ударить маму в игре (родители улыбаются), иногда подходит и закрывает родителям рот, типа молчите. Родители мягко отстраняются, улыбаются, шутят («а кто это тут такой шустрый»). Спросите - ведёт ли ребёнок сейчас себя необычно, нет, скажут, -  ситуация обычная.

На самом деле в этой ситуации ребёнок получает неадекватную информацию о своём месте в обществе, правилах поведения и границах. В его сознании формируются следующее: «я главный», «могу делать, что мне хочется». В ближайшем будущем у ребёнка и у его семьи появятся проблемы в социуме. Но пока их как бы нет.

Это тоже влияние «новой нормы», родители считают теперь, что ребенка ограничивать грех, ему не стоит говорить «нельзя», а значит все можно.

Для ребенка норма вести себя естественно, то есть  вне рамок, установленных обществом. Однако ребенку нужно устанавливать правила и учить его принимать правила без истерик !

Вовремя заметить перекос и нежелательную линию развития необходимо. Не стоит себя усыплять иллюзиями «новой нормы». Очень наивно думать, что нормального ребёнка, послушного и уважающего вас и ваши правила вырастить легко, а у вас другой уровень воспитания. Есть такие заблуждающиеся родители : мол, мы могли бы и прикрикнуть, и надавить, был бы как шелковый ребёнок, но мы не такие родители!  У нас демократия и растим  «свободную личность».

На самом деле родители просто не справляются, не могут сделать так, чтобы ребенок с удовольствием  их слушался. Наорать и ударить можно, но большинство  на горьком опыте убедились, что даже это особо не помогает. И поскольку беспомощность переживать больно, они строят себе защитные конструкции «новой нормы». И теперь оказывается, что это не плохо, а хорошо: неуважение, хамство, игнорирование ребёнком своих родителей и окружающих.

У «новой нормы» есть ошибочная подложка - миф о том, что послушных детей растить легко .Что  если бы родители использовали дедовские  методы,  дети, конечно, вели бы себя иначе. Но, зачем растить невротиков? Свобода куда лучше!

«Новая норма» усыпляет  лишь до поры до времени. Быстро выясняется, что все неприятные проявления детей действительно неприятны! И единичное хамство, лень ( как сейчас политкорректно выражаются психологи – «отсутствие мотивации» ) как - то незаметно становится фоном вашей жизни (перед знакомыми уже неудобно…) Вообще считать, что ребёнок, который ведёт себя плохо (капризен не в меру, хамит родителям, не может себя организовать для важных дел) очень счастлив - большое заблуждение. Ребенку, который капризничает, действительно плохо, каприз лишь внешнее проявление этого «плохо». Ребёнку, который обозвал маму также плохо, как и маме. Раскол с  близкими, глубокое непонимание и отчужденность вперемешку с агрессией - основа грубости детей, это мучительное состояние для ребёнка. Капризный, грубый ребёнок ( так называемый «манипулятор»)  прежде сего несчастен САМ.

Все это, разумеется, не означает, что ребёнка нужно пожалеть в ответ на его грубость. Или задабривать его в ответ на капризы. Но понимать эти все проявления нужно правильно: это -  неблагоприятные явления, а не проявление свободы.

Отказываясь от «новой нормы»  родители получают возможности:

1. Увидеть, что ваши действия ведут к проблемам. Важно признать, что что-то пошло не так, чтобы иметь возможность анализировать свое собственное поведение.

2. Помочь ребенку. Ребенок дезориентированный «новой нормой» будет иметь проблемы с обществом. И если вы лично готовы жить в иллюзиях, то мир непременно покажет ребенку, где он переходит границы. И ребенок, которого не ориентируют дома, будет страдать от этого раскола: вроде все у меня нормально, но злые люди вокруг мною  не довольны.

Некоторым не нравится даже и само это слово «норма». Как можно ее устанавливать, кто это задает нормы? Однако существование норм поведения – гарантия того, что люди могут жить рядом.

Попадать  в плен к «новой норме»  опасно для психологического здоровья родителей. В иллюзии жить спокойно ,но  при крушении иллюзия наносит тяжелые раны своим создателям, так что за жизнь в иллюзиях приходится платить. А рухнет иллюзия непременно под натиском реальности. Так что, лучше уж сразу держать связь с реальностью!

 

 

Комментарии

Сосновских Светлана Георгиевна

Спасибо. Прочитала с интересом.Действительно это "новая норма" поведения детей стала большой проблемой. Эту проблему надо решать вместе с родителями и учителями.