Роль знакомства с народными сказками в воспитание патриотических чувств у дошкольника.
Опубликовано 31.10.2018 - 8:14 - Максимова Елена Валерьевна
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает. Переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.
Современность подобно ластику стирает с нашей памяти все то, что делало людей духовно богатыми, заполняя пробелы пустыми вещами: сквернословием, косноязычием, необразованностью. Стирается суть, принадлежность к этому великому, славному, громкому понятию - любовь наша к родине.
Не любить тот город, в котором родился и растешь, невозможно. Первые шаги, первые друзья, первый учитель – все связано с родиной. Любить родной край - значит также интересоваться его историей, узнавать как можно больше о прошлом и стараться внести свой вклад в настоящее и будущее. Начинать нужно с малого: помочь старушке перейти дорогу, уступить в транспорте место старику или женщине с ребенком, навести порядок во дворе своего дома.
В нашем детском саду №64 «Журавлёнок» воспитание патриотических чувств у детей я начала через знакомство с разными видами народных сказок, потому что тольяттинцам досталось чудесное наследство от прошедших веков.
Малышам читала фольклорные сказки. Ведь фольклор – основа основ духовной культуры, то волшебное, с помощью которого осуществляется связь времен, связь поколений. Сколько мудрости лежит в недрах народа! Россыпи пословиц, загадок, поговорок, сказок, героических былин по сию пору украшают нашу повседневность, и воспитывает в детях святую чистую веру, любовь к родным просторам, к месту, где родился и вырос!
«Зима завивает метельные пряди, зеркальные латы кует,
Для Волги-реки зачарованной глади к ночи серенады поет.
Согрета подушка в уютной кровати, в окошках погасли огни;
Пусть ночь протекает спокойно и гладко, до утренней зорьки усни…»
Доброе слово да мудрая поговорка – вот, на чем растили наших прадедушек и прабабушек. Невольно обратишь внимание детей на то, с какой трепетной заботой укрывает в колыбельке младенца мать, как тихо и ласково нашептывает ему пожелания на ночь… Фольклор прививает любовь к ближнему, любовь ко всему живому.
Подрастали дети и с удовольствием слушали сказки о животных. Эти сказки всегда были близки и понятны детям. В сказках о животных всегда можно увидеть поступки людей, увидеть мораль. Волжские сказки не исключение. Например, в сказке «Почему кукушка кукует» говорится о любви матери к своему ребенку. Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! – это одинокая горестная песня кукушки, кукует она оттого, что не слышат ее птенцы, потому, что выросли они в чужих гнездах и не знают своей матери и ее песен.
Сказка «Завистливый гусь» учит не завидовать тому, что есть у других людей, а гордиться и любить свое тело, свой ум. В сказке «Как медведь и бурундук дружить перестали» мораль такова – не завидуй другим, не разрушай их дружбу!».
В каждой сказке прослеживаются уроки любви и добра, совести и благодарности, уважения и веры. Эти сказки можно сравнить с азбукой жизни, с книгой, где нет тем маленьких, все имеет свой особенный смысл, свою связь. Порой веселая и шуточная сказка обличает все язвы, пороки человечества и общества. Сказки высвечивают самое доброе, лучшее в людях! И дети перенимают опыт сказок, проносят его через свою детскую, а потом взрослую жизнь.
В старшей группе огромное значение я уделяю знакомству детей с родным краем. Жигули издавна называли гнездом свободы, краем легенд. Создание народной поэзии – наши национальные сокровища. Сложенные в давние века жигулевские сказки, обладают поразительной, поистине волшебной силой воздействия на умы и сердца. Они и сегодня способны не только обогащать наши представления об истории народа, но и радовать, и волновать, и воспитывать. Это неиссякаемые родники художественного слова, это корни нашей культуры.
С грустью и сожалением приходится сказать, что легенды и предания, в которых воспеты Жигули, неповторимая красота их природы, богатая событиями история, мало, до обидного мало, известны современным детям. Хочется хоть немного восполнить этот пробел и приобщить детей к преданиям и легендам, созданным народом…
Жигули - это жемчужина Волги. Самая оригинальная и красивая местность, исполненная особой, своеобразной прелести и величия. Жигули тянутся одной горной цепью и, разделяясь на отдельные изолированные горы, громоздятся одна на другую, то виде округлых куполов, то остроконечных конусов. На вершинах и склонах их – скалистые неприступные утесы, серые камни причудливых форм и очертаний, многочисленные гребни. Не каждый решится забраться на высокие отвесные утесы Жигулевских гор. Но кому это удастся, тот испытывает истинное удовольствие: отсюда открывается величественная панорама на обширные волжские дали и просторы, на море расстилающихся лесов, на каменные обнаженные вершины, белеющие среди зелени. Жигулевские горы протянулись на восток от Усинских и Березовских гор. Они начинаются Молодецким курганом, который высокой каменной стеной извечно поднимался над Волгой, поражая своим суровым, неприступным видом. Рядом с Молодецким курганом Девичья гора. Детям интересно слушать легенду о Молодецком кургане и Девичьей горе:
«Полюбил добрый молодец Иван девушку Груню, дочь богатого купца. Да только отец девушки был против свадьбы. И ушел тогда Иван к Стеньке Разину, и вскоре за подвиги свои получил от атамана фамилию Молодцов, а потом послал весточку Груне. Бросила Груня отчий дом, через день прискакала к нему на вороном коне. Но привел отец Груни по тайным горным тропам царские войска, и были разбиты разинцы. Поднялся Иван на высокий курган, увидел, что окружен. Простился с Груней и бросился в воду. А тут и отец с солдатами. Увидела их девушка, взбежала на соседнюю горку и тоже бросилась с обрыва. С тех пор и называют курган Молодецким, а небольшой холм, прижавшийся к кургану, – Девьей горой».
Не одно поколение сменилось, а Жигули также неповторимы. Хотелось бы сохранить красоту Самарского края, а из легенд взять то, что помогло бы предостеречь человека от каких либо бед в Жигулевских горах, чтобы от общения с ними мы получили только радость. Ведь Жигулевские горы – это гордость России, ее вечная красота. А любить свою страну без знания ее прошлого нельзя.
Старшим дошкольникам я прививаю любовь к России, к родному краю, воспитываю умение любить и уважать людей разной национальности. Многие сотни лет живут на территории Самарского края башкиры, марийцы, мордва, русские, татары, чуваши и удмурты, живут в дружном соседстве, помогая друг другу в беде, делясь радостью. Из глубины веков бережно донесли они свое богатство: поэтические песни, мудрые загадки, занимательные сказки.
Сказки поволжского народа отличаются особым содержанием, образами, стилем. В них отражаются представления народов о мире и счастье, исторически сложившийся образ жизни, национальный характер.
Героем татарских сказок является храбрый, сильный батыр, который ловко владеет мечом и на своем верном скакуне может один победить целое войско.
В удмуртских сказках – простой крестьянский парень, трудолюбием и смекалкой добывает свое счастье.
Беркуты, степные лисицы, собаки – верные друзья кочевников, - помогают героям башкирских сказок.
Добрый молодец из русской сказки оборачивается серым зайцем, быстроногим оленем, ясным соколом.
Действие марийских сказок разворачивается в густых лесах по берегам светлых рек Кокшага, Ветлуга, Элнет.
Совершенно своеобразны и очень поэтичны мордовские сказки о спящей красавице Дуболго Пичай и злой ведьме Сыре-Варде, а чувашские сказки говорят о преданности и верности Эттикан и Селиме.
Во всех этих волшебных историях, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествует правда, справедливость .Хочется верить, что знакомство детей с национальными сказками будет способствовать мирному сосуществованию людей этих национальностей. И дети вырастут патриотами с большой буквы и прекратятся на нашей Земле ссоры, распри и войны!
Можно смело сказать, что народные сказки воспитывают патриотов родного края, учат добру, отзывчивости, справедливости, знакомят с историей, культурой, персонажами разных народов.
Прикосновение к сказке никого не может оставить равнодушными. Сказку любят все – и взрослые, и дети. Сказка помогает гордиться местом, где родился и живешь, помогает беречь и любить свой край!
Литература:
Альбом Самарская Лука: Современные легенды - Самарское книжное издательство, 2007.
Жемчужины Жигулей. Составитель Кузменко С.Е. - Куйбышевское книжное издательство, 1980.
Лялицкая С.Д. Жигули заповедные - Куйбышевское книжное издательство, 1970.
Минкина И.С. Колыбельная. Жигулевская сказка: стихотворения. Самара: ООО «Офорд», 2007.
Памятники природы Куйбышевской области / Составители: Матвеев В.И., Горелов М.С. - Куйбышевское книжное издательство, 1980.
Поздеева Т.А. Сказки народов Урала и Поволжья
Сказки Волжской вольницы. Составитель Тараканова Н.И. – Тольятти: МОУ ДПОС – Центр информационных технологий; Фонд «Духовное наследие», 2002.