Конкурсные материалы: «Геоборд как средство развития интеллектуальной сферы у детей дошкольного возраста»
Вашему вниманию предоставляется проект на тему «Геоборд как средство развития интеллектуальной сферы у детей дошкольного возраста»
Существует большое количество трактовок понятия «интеллект», которые характеризуются крайне обширным содержанием и употребляются в разного рода значениях. В большом психологическом словаре понятие интеллект (понимание, познание) трактуется как способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблемы.
Нам важно понимать, что дошкольный возраст – это идеальное время для открытия способностей ребенка и максимального развития интеллекта, так это этап формирования личности.
Основными задачами интеллектуального развития дошкольников являются: формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни; развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи; развития любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков; формирование простейших способов умственной деятельности.
Следует сказать, что об уровне развития интеллектуальной сферы старшего дошкольника можно судить по объему и характеру содержания знаний, по степени зрелости когнитивных процессов, (ощущения, память, восприятие, воображение, мышление, внимание), по способности креативности и самостоятельному творческому познанию.
Таким образом, главное не только сформированность познавательных процессов, но и развитие произвольностей данных процессов: умение дошкольника сосредотачивать свое внимание на объекте, не отвлекаться, не отступать перед возникшими трудностями.
На наш взгляд геоборд – это одно из средств развития интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста.
Геоборд – это многофункциональная геометрическая доскам для конструирования плоских изображений.
Это приспособление стало известно еще в 50-е годы прошлого столетия благодаря египетскому математику Калебу Гаттегно, создавшему «первое поле для рисования резиночками» с 25 штырьками.
Геоборд :
- развивает когнитивные способности ребенка: пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память;
- способствует психосенсомоторному развитию (растягивание, надевание резиночек на гвоздики – полезная сенсорная «зарядка» для пальцев)
- геоборд предлагает множество вариантов самостоятельного использования, а значит, развивает фантазию и творческий потенциал детей
- эта несложная игрушка может использоваться как математический планшет и помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины гометрии: фигура, периметр, площадь
- геоборд – отличный метод расслабления и снятия физического и психологического напряжения у детей
Этапы нашего проекта:
1. Изучение литературы
Маргарет Доналдсон профессор психологии Эдинбурского университета, Мыслительная деятельность детей. - М.Педагогика, 1985. – 318с.
Владимир Николаевич Дружинин, Психология общих способностей. Москва, Издательство “Наука”. 1994 г.
В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, С.-П.: ООО РИВ, 2003
Изготовление геоборда
Изготовление карточек-схем
Основной этап:
1. знакомство детей с игровым пособием.
Мы предлагаем использовать геоборд в следующих направлениях:
«Нарисуйте» несложный узор из нескольких фигур или элементов и предлагаем ребенку продолжить последовательность или выложить узор на оставшейся поверхности по образцу.
Изучаем понятия «большой-маленький». Изображаем на математическом планшете маленький домик, елочку, снежинку, и предлагаем ребенку рядом изобразить большой домик, елочку, снежинку и т.д.
«Самая длинная змейка». Делая ход по очереди (1 ход – 1 резинка-звено), стараемся сделать самую длинную змейку одного цвета.
Конструирование фигур по образцу (схеме). Важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы).
Изучаем счет. Подписываем к гвоздикам цифры от одного до десяти. Ребенок соединяет последовательно цифры резиночками. Таким же образом можно составлять слова из букв.
Сочиняем сказку в картинках. Ребенок «рисует» резиночками на планшете, картинки-иллюстрации к сценам из сказки. Возможна коллективная работа по сказкам (придумывание новых поворотов событий для знакомых сказок, дополнение их интересными эпизодами).
Работа с загадками (в парах) – загадывание загадки и выкладывание отгадки.
Знакомимся с понятием «система координат». Можно пронумеровать ряды и столбцы штырьков: от 1 до 5 и от А до Д. Соответственно, точки поля имеют координаты А1, Б3, Г2 и так далее.
Проводим слуховые диктанты. Вы задаете ребенку координаты, а он по ним создает изображение. Смотрим что получилось.
При помощи «Геоборда» можно играть в морской бой. Взрослый рисует на бумаге, а ребёнок — на планшете. Подпишите верхний горизонтальный ряд гвоздиков буквами, а левый вертикальный ряд – цифрами. Получится система координат: А1, Б4 и т.д.
Изучаем созвездия. С помощью атласа звездного неба воссоздаем созвездия на планшете.
Использование геобордов в различных образовательных областях, как мы уже упоминали
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- дидактическая игра «отгадай загадку – построй фигуру»
- упражнение «Какой по счету?»
- упражнение повтори узор
- дидактические игры: «форма предметов», «чей детеныш», «найди тень» «овощи и фрукты», «листья плоды деревьев», «перелетные зимующие»
Образовательная область «Речевое развитие»:
- дидактическая игра «Целое и части»
- упражнение «Один, много», «Опиши предмет», «напиши букву», «звуковые дорожки», «составь слоги»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- упражнение «можно, нельзя», «Опасные – неопасные предметы», «запрещающие, разрешающие знаки дорожного движения»
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»
- упражнение «повтори за мной», «в гостях у сказки», «транспорт», «насекомые», «посуда»
3. Использование геобордов в режимных моментах.
Организация игр и упражнений по желанию детей:
Рисование героев сказок;
Упражнения на закрепление обобщающих понятий «Изобрази посуду (насекомое транспорт и др.)»
Игра-соревнование «Кто быстрее повторит рисунок»
Рисование по замыслу детей
Работа с родителями:
Привлечение родителей к изготовлению пособий
Оформление информации в родительском уголке «что такое геоборд, как с ним играть»
Совместная деятельность детей и родителей (игры с геобордом) в рамках родительского клуба были проведены мастер классы по изготовлению геобордов, и его использованию для свободной деятельности дома. Совместно с родителями изготовлены картотеки игр.
Заключительный этап:
В августе 2018 года презентовала опыт работы по использованию геоборда в образовательной деятельности, а также в режимных моментах. По итогу презентации провела анкетирование, результат которого показал, что коллегам интересна данная тема.
В связи с этим было принято решение об организации педагогической мастерской, где каждый педагог может научиться изготовлению геоборда, а также применять его в педагогической деятельности.
Спасибо за внимание.