Самообразование «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Смердина Елена Михайловна

Отчет по самообразованию

Тема: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме. 

2. Изучить понятие – пальчиковые игры, виды пальчиковых игр;

- моторика, мелкая моторика, влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики.

3. Составить перспективный план работы с детьми

4. Составить картотеку игр и упражнений по теме

5. Создать собственные методические пособия, атрибуты

5. Повысить уровень знаний родителей о значимости пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Сроки работы: сентябрь 2017 г. - май 2018г 

Ожидаемые результаты:

1. Усовершенствована предметно-развивающая среда.

2. Родители познакомились с необходимой информацией.

3. Разучили с детьми пальчиковые игры.

4. Положительная динамика развития мелкой моторики рук у каждого ребенка. 

5. Увеличился активный словарь детей.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

 

Методы и приёмы работы:

- объяснение,

- показ,

- беседа,

- игра

 

Этапы работы:

 

1.Подготовительный этап

- Выбор темы.

- Изучение учебно-методической и научной литературы.

- Работа с интернет ресурсами.

 

2 Практический этап.

- Разработать план работы с детьми.

- Определить формы, методы и приемы работы с детьми.

- Составить картотеку игр и упражнений по теме.

- Подготовить консультации по теме.

- Провести открытое занятие по рисованию.

- Создать собственные методические пособия, атрибуты.

3 Итоговый этап

- Подведение итогов

- Отчет о проведенной работе по теме самообразования.

 

Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки в дошкольном возрасте является очень важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка совершенствуется при систематической тренировке движений пальцев рук. От умения ловко управлять своими пальчиками, зависит развитие памяти, внимания, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Для достижения цели по теме самообразования необходимо решить поставленные задачи, поэтому всю работу я разделила на этапы.

В первом подготовительном этапе я определила тему самообразования, изучила методическую и научную литературу. Использовала интернет ресурсы.

Проанализировав материал определила, что пальчиковые игры (гимнастика) для детей – это пассивные или активные движения пальцами рук.

Пальчиковые игры делятся на группы соответственно значению:

  1. Игры – манипуляции.

Упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

2.   Сюжетные пальчиковые упражнения.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

  1. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

  1. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

  1. Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

 

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.

Во втором этапе провела работу соответственно плану.

Для повышения уровня знаний родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и развитие речи, подготовила консультации и индивидуальные рекомендации. О работе по развитию речи с помощью пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики родители могли познакомиться в информационных стендах родительского уголка., где также регулярно проводились выставки детских рисунков и работ по лепке, как индивидуальных, так и коллективных. Для закрепления полученных на занятиях и свободной деятельности детей навыков и умений представленный материал рекомендовался как домашнее задание. Очень важно то, что пальчиковые игры дают возможность родителям   играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком

В третьем заключительном этапе на основании наблюдения и бесед можно сделать вывод что, пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек, стихов. Увеличился активный словарный запас, что позволяет малышам вести диалоги с описанием предметов и явлений ближайшего окружения, объяснять свои действия с предметами.

Подводя итоги проведенной работы могу отметить, что дети научились совершать манипуляции различной сложности с мелкими и крупными предметами. К концу обозначенного срока увереннее управляют движениями пальцев. Считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1.  Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. М.; ТЦ Сфера, 2017.
  2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). - СПб.: «Паритет», 2010.
  3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.; Просвещение, 1988.
  4. Ильин Е.П. Психомоторика. - М.: Владос, 2010.
  5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 2010.
  6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

Интернет ресурсы:

  1. http://detsadmickeymouse.ru
  2. http://paidagogos.com
  3. https://kopilkaurokov.ru
  4. http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
  5. http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
  6.  https://www.imaton.ru/seminars/razvitie-melkoj-mot...