Моя педагогическая находка
Моя педагогическая находка.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
В.М. Сухомлинский
Любая система дошкольного воспитания и обучения ориентирована на подготовку ребенка к школе. Многие родители, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом и развития ребёнка
Результаты наблюдений мною за детьми показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, застегивать — расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах. Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении.
В последнее время с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно – двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем, а значит, если будут развиваться пальцы рук, будет развиваться речь ребенка.
Я разработала план мероприятий, в котором большое внимание уделила предметно-развивающей среде.
Благоприятное воздействие на речевое развитие и на развитие мелкой моторики пальцев рук оказывают игры с предметами, такие как мозаика, пирамидки, домино, крупные и мелкие пазлы, матрешки, куклы, машинки. В игровой комнате все эти игры находятся в зоне доступности для детей.
Изготовила разнообразные дидактические пособия:
- Сухой пальчиковый бассейн – направлен не только на самомассаж пальцев рук, но и на развитие тактильных ощущений, внимание и сообразительность.
- Панно «Цветочная клумба» - направлено не только на умение расстегивать и застегивать пуговицы, но также можно определить и цвет, и количество.
- Панно «Аквариум» - многофункциональное, оно помогает детям развивать не только пальчики, но и позволяет мне закрепить с детьми цвет, величину, ориентировку в пространстве, развить глазомер, усидчивость.
- Панно «У солнышка в гостях» - направлено на развитие умений заплетать и расплетать косички, завязывать бантики, шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, а также у детей есть желание доводит начатое до конца.
- Игра с крупой, горохом, фасолью, бобами, где дети сортируют, рисуют дорожки, пересыпают из баночки в баночку – также развивает мелкую моторику пальцев.
- Игра «Собери бусы» - дети нанизывают бусинки на леску по заданной схеме.
- Различные баночки, тюбики – дети откручивают и закручивают крышечки, игры с прищепками – где дети прикрепляют их на коробку – все это направленно на развитие силы рук, дифференцированные движения пальцев.
В результате создания предметно-развивающей среды дети учатся общаться, договариваться, помогать друг другу, а моя задача поддерживать это стремление.
В своей работе я широко использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом дети постигают не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит установка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
В информационном уголке группы для родителей поместила книжку - передвижку «Пальчиковая игра для Вашего ребенка», которую обновляю по мере разучивания.
Для достижения хороших результатов я использую разнообразные формы работы с родителями:
- Индивидуальные беседы.
- Консультации для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики малыша», «Развиваем мелкую моторику ребенка».
- Памятки для родителей, в которых убеждаю давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
Создала картотеку пальчиковых игр, которые направлены на развитие мелкой моторики рук детей, а следовательно и развитие речи. Работу по развитию движений пальцев кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.
В результате моей работы по этой теме дети стали более общительные, пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, дети овладевают сложными упражнениями, речь детей начала развиваться интенсивнее.
Родители стали активнее, обращаются за советами, рекомендациями.
Я буду продолжать работать в этом направлении: пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой, что укрепляет здоровье ребенка – а это одна из задач нашего детского сада.
- Мне нравится (1)