ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
М.А . Купчакова
воспитатель
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» а. Адыге-Хабль, ул. Советская, 21.
Адыге-Хаблький район, Россия
Инновационный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»
2017 год
УДК-
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
КУПЧАКОВА М.А.
воспитатель
МКДОУ «Детский сад «Светлячок» а. Адыге-Хабль»
E-mail: mkupchakova@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы сенсорного развития детей раннего возраста, которая составляет фундамент умственного развития ребенка. С помощью восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается - познание. От восприятия ребенка зависят формирование представлений о внешних свойствах предметов, его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие речи и логическая форма мышления. В раннем возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основной формой сенсорного воспитания детей раннего возраста являются дидактические игры, задача которых – это формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.
Ключевые слова: логическое мышление, тактильное восприятие, сенсорное развитие, сенсорное воспитание, дидактическая игра.
INNOVATIVE PROJECT «TOUCH EDUCATION OF YOUNG CHILDREN THROUGH DIDACTIC GAMES»
KUPCHAKOVA M. A.
Educator
Municipal state preschool educational institution "Kindergarten "Svetlyachok" Adyge-Khabl'"
E-mail: mkupchakova@mail.ru
Annotation: The article deals with problems of the sensory development of children of early age, which is the Foundation of the child's mental development. Using the perception of objects and phenomena of the surrounding world begins - cognition. From the perception of the child affects the formation of the notion of external properties of subjects, his cognitive capabilities, and further development of speech and logical form of thinking. At an early, age a knowledge of the world happening in the game. The main form of sensory education for young children are educational games, which aim is formation of system of basic knowledge about the objects and phenomena of surrounding life.
Key words: logical thinking, tactile perception, sensory development, sensory education, didactic game.
Пояснительная записка.
«Ребенок учится в процессе самостоятельной деятельности с материалами и постепенно проходит путь от хватания к пониманию, т.е. от манипуляций руками к сути предмета»
Мария Монтессори
Продолжительность проекта: сентябрь – май.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети 1 младшей группы «Пчелка», воспитатели, родители. Постановка проблемы. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Л. А. Венгер, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного развития ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Педагогическая идея определяется тем, что в дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Детей окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Огромную роль в развитии сенсорных способностей занимают дидактические игры. Они выполняют – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта: обеспечить своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизиологических особенностей; активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, также систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Задачи проекта:
- Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве); знакомство с дидактическими играми и правилами;
- Развивать у детей сенсорные процессы: ощущение, восприятие, представление;
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- Развивать мелкую моторику рук;
Инновация проектного метода заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
В процессе работы в моей группе «Пчелка» рассмотрен целостный педагогический процесс сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста через использование дидактических игр.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Дети с удовольствием играют в предложенные мной дидактические игры, и также самостоятельно могут выбирать уже знакомые игры которые им нравятся.
Используя проектный метод у детей расширяются знания в различных областях действительности, развиваются общие способности детей познавательные и коммуникативные. Дети приобретают необходимые социальные навыки, они становятся более внимательные друг к другу. Дидактические игры которые очень часто любят играть: «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Шарики», «Бабочка», «Найди домик», «Загадочные пуговки», и т.д.
Из своего опыта, проектный метод, заставляет воспитателя постоянно находится в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных действий, а требует ежедневного творческого роста. На педсовете подготовила консультацию для педагогов Проект «Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста», памятка «Сенсорное развитие» и т.д.
При использовании проекта, развиваются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается содержательно интересен родителям. Он выдвигает различные идеи открывая родным и близким уже в знакомых ситуациях новое. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием в виде альбомов, увлечений, традиций. Для родителей подготовила папку-передвижку «Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста», мастер-класс «Сенсорное развитие ребенка 2–3 лет».
Вместе с родителями создали в группе «Сенсомоторный уголок», для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.); развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
Заключение. Инновационный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр», обеспечивает эффективное использование дидактических игр, гипотеза проекта верна и формирование представлений о сенсорных эталонах цвета стало успешным у детей раннего возраста; у детей и родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию; родители получили методические рекомендации по созданию условий для проведения дидактических игр, консультации по приобретению дидактических игр. Литература. 1.Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду.-М:Просвещение,2005.-176с. 2.Белкина Л.В. Сенсорные игры детей раннего возраста.авт.-сост.Л.В.Белкина-Воронеж:Учитель,2006,-236с.
3.Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
4.Дошкольная педагогика.Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.
6.Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО « Учебная литература», 1996.
7. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
М.А . Купчакова
воспитатель
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» а. Адыге-Хабль, ул. Советская, 21.
Адыге-Хаблький район, Россия
Инновационный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»
2017 год
УДК-
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
КУПЧАКОВА М.А.
воспитатель
МКДОУ «Детский сад «Светлячок» а. Адыге-Хабль»
E-mail: mkupchakova@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы сенсорного развития детей раннего возраста, которая составляет фундамент умственного развития ребенка. С помощью восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается - познание. От восприятия ребенка зависят формирование представлений о внешних свойствах предметов, его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие речи и логическая форма мышления. В раннем возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основной формой сенсорного воспитания детей раннего возраста являются дидактические игры, задача которых – это формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.
Ключевые слова: логическое мышление, тактильное восприятие, сенсорное развитие, сенсорное воспитание, дидактическая игра.
INNOVATIVE PROJECT «TOUCH EDUCATION OF YOUNG CHILDREN THROUGH DIDACTIC GAMES»
KUPCHAKOVA M. A.
Educator
Municipal state preschool educational institution "Kindergarten "Svetlyachok" Adyge-Khabl'"
E-mail: mkupchakova@mail.ru
Annotation: The article deals with problems of the sensory development of children of early age, which is the Foundation of the child's mental development. Using the perception of objects and phenomena of the surrounding world begins - cognition. From the perception of the child affects the formation of the notion of external properties of subjects, his cognitive capabilities, and further development of speech and logical form of thinking. At an early, age a knowledge of the world happening in the game. The main form of sensory education for young children are educational games, which aim is formation of system of basic knowledge about the objects and phenomena of surrounding life.
Key words: logical thinking, tactile perception, sensory development, sensory education, didactic game.
Пояснительная записка.
«Ребенок учится в процессе самостоятельной деятельности с материалами и постепенно проходит путь от хватания к пониманию, т.е. от манипуляций руками к сути предмета»
Мария Монтессори
Продолжительность проекта: сентябрь – май.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети 1 младшей группы «Пчелка», воспитатели, родители. Постановка проблемы. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Л. А. Венгер, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного развития ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Педагогическая идея определяется тем, что в дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Детей окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Огромную роль в развитии сенсорных способностей занимают дидактические игры. Они выполняют – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта: обеспечить своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизиологических особенностей; активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, также систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Задачи проекта:
- Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве); знакомство с дидактическими играми и правилами;
- Развивать у детей сенсорные процессы: ощущение, восприятие, представление;
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- Развивать мелкую моторику рук;
Инновация проектного метода заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
В процессе работы в моей группе «Пчелка» рассмотрен целостный педагогический процесс сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста через использование дидактических игр.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Дети с удовольствием играют в предложенные мной дидактические игры, и также самостоятельно могут выбирать уже знакомые игры которые им нравятся.
Используя проектный метод у детей расширяются знания в различных областях действительности, развиваются общие способности детей познавательные и коммуникативные. Дети приобретают необходимые социальные навыки, они становятся более внимательные друг к другу. Дидактические игры которые очень часто любят играть: «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Шарики», «Бабочка», «Найди домик», «Загадочные пуговки», и т.д.
Из своего опыта, проектный метод, заставляет воспитателя постоянно находится в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных действий, а требует ежедневного творческого роста. На педсовете подготовила консультацию для педагогов Проект «Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста», памятка «Сенсорное развитие» и т.д.
При использовании проекта, развиваются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается содержательно интересен родителям. Он выдвигает различные идеи открывая родным и близким уже в знакомых ситуациях новое. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием в виде альбомов, увлечений, традиций. Для родителей подготовила папку-передвижку «Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста», мастер-класс «Сенсорное развитие ребенка 2–3 лет».
Вместе с родителями создали в группе «Сенсомоторный уголок», для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.); развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
Заключение. Инновационный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр», обеспечивает эффективное использование дидактических игр, гипотеза проекта верна и формирование представлений о сенсорных эталонах цвета стало успешным у детей раннего возраста; у детей и родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию; родители получили методические рекомендации по созданию условий для проведения дидактических игр, консультации по приобретению дидактических игр. Литература. 1.Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду.-М:Просвещение,2005.-176с. 2.Белкина Л.В. Сенсорные игры детей раннего возраста.авт.-сост.Л.В.Белкина-Воронеж:Учитель,2006,-236с.
3.Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
4.Дошкольная педагогика.Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.
6.Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО « Учебная литература», 1996.
7. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
- Мне нравится (4)