"Одуванчик"
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Одуванчик» для детей старшего дошкольного возраста
Программные задачи:
1) Образовательные: расширить представления детей о весне, ее признаках, первых весенних цветах; создать условия для формирования умения передавать образ цветка (изображение стебля, листьев, используя традиционный метод рисования кистью); продолжать обучать детей нетрадиционной технике рисования (рисование цветов одноразовой вилкой); закрепить знания о строении одуванчика; научить детей различать звуки природы, голоса птиц по аудиозаписям.
2) Развивающие: развивать восприятие целостной картины мира, познавательных и творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных техник рисования: совершенствовать умение держать кисть при рисовании; способствовать развитию воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики рук.
3) Воспитательные: воспитывать у детей самостоятельность, интерес к оказанию взаимопомощи во время совместной деятельности; воспитывать любовь к природе, аккуратность в работе с краской.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Предварительная работа: беседы с детьми о первых весенних цветах; работа с нетрадиционной техникой рисования; рассматривание картинок с изображением одуванчика, альбома «Времена года. Весна», слушание аудиозаписей со звуками природы, голосами птиц.
Оборудование и материалы: изображения пчелок (веселая и грустная), мультимедийная презентация «Весна пришла», аудиозапись «Журчание ручья». Заранее подготовленные листы бумаги, кисти, вилочки, салфетки на каждого ребенка, гуашь зеленого и желтого цвета; емкость с водой, «полянка» для цветов из ватмана, вырезанные бутоны одуванчиков.
Ход образовательной деятельности: организационный момент.
Дети входят в группу, здороваются с гостями. Воспитатель: « Ребята, к нам пришел гость, а что бы узнать, кто это, отгадайте загадку».
Всё жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла,
А зовут её (Пчела).
Дети: Пчела!
Воспитатель: «Правильно – пчела. Она приглашает нас отправиться в путешествие. Куда же ты нас приглашаешь, пчелка?» (рассказ от имени пчелы).
В лес весенний, на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Сегодня мы с вами оправимся в необыкновенное путешествие, в страну, которая называется Весна. Там есть цветочная поляна. С цветов я очень люблю собирать нектар. Я хочу ее показать вам, чтобы вы могли полюбоваться ею. Но прежде чем мы туда отправимся, я хочу, чтобы вы рассказали мне о весне и первых весенних цветах.
Воспитатель: « Хорошо, пчелка, мы с ребятами расскажем тебе о весне и первых весенних цветах».
1) Мультимедийная презентация «Весна пришла». Дети рассказывают о весне и ее признаках, глядя на изображение.
Воспитатель: «Ребята, вы молодцы! А теперь пришло время отправиться путешествовать вместе с пчелкой. А пойдем мы по весенней дорожке». (Дети встают за воспитателем и шагают по дорожке)
2) Физкультминутка «Будем прыгать и скакать».
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево - вправо)
Наклонился левый бок.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
И пойдем по дорожке,
Разомнем мы ножки.
Воспитатель: «Вот и наша поляна! Но здесь нет ни одного цветочка. Посмотрите, пчелка наша грустная стала. Ведь ей не с чего собирать нектар. Как же помочь пчеле? А давайте нарисуем для нее одуванчики. Прежде чем мы будем рисовать, давайте разомнем наши пальчики».
3) Пальчиковая гимнастика
Одуванчик вырос на поляне,
соединить руки, изображая «бутон».
Утром весенним раскрыл лепестки.
раскрыть руки, разжать пальцы.
Всем лепесткам красоту и питание
в ритм словам раздвигать и вновь соединять пальцы.
Дружно дают под землей корешки!
соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками».
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.
плотно сжать переплетенные пальцы.
Тихо засыпают, головки опускают.
положить руки на колени.
4) Рисование одуванчика. Воспитатель: «А теперь давайте сядем за столы, и будем рисовать наши цветы для пчелки. Чем мы обычно рисуем? (ответы детей) А сегодня будем рисовать вилочками». Показываю детям на мольберте процесс изображения одуванчика. Бутон с помощью вилки, а стебель и листья с помощью кисти. Напоминаю детям, как правильно держать кисть. Дети приступают к работе под музыкальное сопровождение.
Воспитатель: «Ребята, давайте отнесем свои рисунки на поляну. Посмотрите, какие замечательные цветы у нас получились. Пчелка говорит нам огромное спасибо!»
5) Сюрпризный момент. Воспитатель Ребята, у нас с вами теперь есть на поляне цветы. Но я переживаю, что они могут быстро отцвести, и пчелке негде будет взять нектар. Что же нам делать?» Раздается аудиозапись «Журчание ручейка». Воспитатель: «Может быть, мы напоим наши цветы водой?» Дети подходят с воспитателем к емкости с водой и опускают в нее бумажные «бутоны» одуванчика. Дети с удивлением наблюдают, как распускаются цветы.
6) Итог. Воспитатель: «Ну что ж наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Мы сейчас закроем глаза, скажем крибли – крабле – бумс. Вот мы снова с вами в нашем саду. Ребята, вам понравилось? Кто к нам приходил? О чем мы говорили? Где путешествовали? Кому помогали? Что рисовали? Чем рисовали? Вы большие молодцы! Пчелка за вашу помощь приготовила для вас угощение».
Список литературы:
1. Каушкаль О. Н., Карпеевой М. В. Учебно-методическое пособие «Формирование целостной картины мира», центр педагогического образования, 2016, 144 стр.;
2. Федотова А. М. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников «Познаем окружающий мир играя», издательство «ТЦ Сфера», 2014, 112 стр.