"Роль семьи в формировании проявления толерантности у детей дошкольного возраста".

Гайдаш Наталия Святославовна

Роль семьи в формировании проявления толерантности у детей.

 

Одной из основный областей развития ребенка в Программе,   является «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Если рассматривать роль родителей в социально-коммуникативном развитии своего ребенка, учитывая перечень обретаемых качеств этой образовательной области,  мы можем смело говорить о таком понятии как «толерантность»

Понятие толерантности непостоянное: оно  складывается  на протяжении времени, меняется со временем и процесс этот движимый,  поскольку, накапливая разносторонние значения, это понятие наполнятся новыми смыслами в соответствии с действительностью. Актуальность формирования толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности подчеркивается в принятой Правительством Российской Федерации в 2001г. Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Что же такое толерантность? От чего зависит воспитание толерантности? Умеем ли мы, взрослые, воспитать это качество личности  в своих детях?

Я не уверена в том, что многие родители задают себе этот вопрос, но при этом каждый родитель хочет видеть своего ребенка в будущем благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности. Забывая, основную аксиому педагогики, которую сформулировал еще К.Д.Ушинский и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер – характером.

А  ведь именно родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, если это качества отсутствуют у самих  родителей.

Толерантность – понятие сложное и неоднозначное.  Например в английском языке, толерантность обозначает  "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения",в китайском - быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других ". В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей ".

Если рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это выглядит как определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отношении друг друга, в основе которых лежат взаимное уважение интересов, ценностей, позиции, занятой обеими сторонами.

Само воспитание детей в семье требует толерантного подходу к процессу воспитания. Трудно не согласиться с Антуан де Сент- Экзюпери  , который говорил что ключ к окружающим нас   людям лежит в нас самих. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками и детьми существенно влияют на формирование толерантности. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам не трудно простить друг другу, вы стараетесь понять поступок другого человека, не осуждая его, то вы стоите на правильном пути к толерантности. Но путь этот непростой  и начинать выстраивать правильные, отношения между вами и вашим ребенком нужно с раннего детства.

Первое знакомство с основами воспитания толерантности происходит  в младенчестве, когда ребенок слышит «материнский фольклор»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки. Народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социальных отношений, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Приобщая  ребенка к окружающему миру, мы учим замечать его красоту, неповторимость, учим заботиться о нем.

Знакомясь с  родным краем, с народными праздниками, ребенок приобщается к социально-культурному опыту нации, где в обстановке радости, хорошего настроения, воспитывается чувство любви к близким, привязанность к сверстникам.  знакомство  с элементарными представлениями о добре, отзывчивости, дружелюбии, общению, способности к сопереживанию.

В помощь этим зарождающимся чувствам приходит чтение детям художественных  произведений, народных  сказок, которые  помогают расширить представления детей о доброте, красоте, взаимопониманиях;  помогают детям понять, что люди могут испытывать разные чувства: радости, грусти, злобы, страха. Проживание родителей вместе с детьми разных ситуаций  дает возможность закрепиться и окрепнуть появившимся чувствам у ребенка и постепенно сформировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; это способствует формированию нравственных отношений к другому, гуманных способов проявления сочувствия, сопереживания.

Большое внимание родителям необходимо уделять формированию у ребенка целостного представления о себе, необходимо научить ребенка «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях

Для того, чтобы находясь в обществе сверстников, малыш научился устанавливать с ними дружеские отношения, необходимо научит  его разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями,  формировать дружеские взаимоотношения, и  при этом вести поиск своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставляя себя другим. Занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими,  обеспечивает ребенку развитие нового уровня самосознания, решает задачи социально-нравственного развития. Ребенок учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождает потребность в ценностном отношении к окружающим людям.

Толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. И воспитывать это качества у ребенка  должны в первую очередь родители, имея в помощниках крепкую и дружную семью родных и близких людей, воспитателей, педагогов, общество, в котором растет ребенок и которое само диктует характер этих отношений.