Рабочая программа адаптационной группы кратковременного пребывания " Будущие дошколята"
Рабочая программа дополнительной услуги адаптационной группы кратковременного пребывания детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет «Будущие дошколята " Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 1 «Аленушка» ( далее МБДОУ) обеспечивает разностороннее развитие неорганизованных детей раннего возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому и физическому развитию.
С поступлением ребенка от 1года 6 месяцев до 3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит, в первую очередь, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла.
Организованная воспитательно-образовательная деятельность, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1,6 до 3 лет, является базой для дальнейшего развития интеллектуального потенциала. Только в результате целенаправленного развития детей в ранний период возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря организации детской деятельности по следующим направлениям :
- социально-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие,
-физическое развитие.
Содержание воспитательно - образовательного процесса организованным для адаптации детей раннего возраста можно рассматривать как основу для дальнейшего успешного освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Социальный опрос показывает, что самыми востребованными являются группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста. Адаптационные группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста способствуют ослаблению адаптационного синдрома при переходе ребенка на полный день пребывания в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 68.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Аленушка»
Рассмотрена Утверждаю на педагогическом совете №1 Заведующий_______ И.Н.Колмакова приказ №___ от ___ «сентября» 2018г. ____ «августа» 2018г.
|
Рабочая программа
Дополнительной услуги
Адаптационной группы кратковременного пребывания детей
" Будущие дошколята"
Возраст детей : от 1 года 6 месяцев до 3 лет
Срок реализации : 2018-2019 учебный год
Содержание программы
1.Пояснительная записка | ||
1.1 | Правовая основа деятельности группы являются: | 3 |
2.Направленность (профиль) программы: | 4 | |
2.1 | Основные цель задачи группы: | 4 |
2.2. | Основные задачи группы: | 4 |
2.3 | Организация работы адаптационной группы кратковременного пребывания | 5 |
2.4 | Документация группы кратковременного пребывания: | 6 |
2.5 | Основные участники реализации Программы . | 6 |
2.6 | Кадровое обеспечение: | 6 |
2.7 | Ожидаемые результаты | 6 |
3.Содержательный раздел рабочей программы адаптационной группы кратковременного пребывания детей | ||
3.1 | Содержание воспитательно –образовательной работы | 8 |
3.2. | Содержание психолого-педагогической работы: Социально-коммуникативное развитие | 9 |
3.3. | Познавательное развитие | 10 |
3.4. | Речевое развитие | 11 |
3.5. | Художественно- эстетическое развитие | 11 |
3.6. | Физическое развитие | 12 |
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: | 12 | |
4.Организационный раздел. | ||
4.1. | Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды. | 12-16 |
5. Используемая литература | 17 |
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительной услуги адаптационной группы кратковременного пребывания детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет «Будущие дошколята " Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 1 «Аленушка» ( далее МБДОУ) обеспечивает разностороннее развитие неорганизованных детей раннего возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому и физическому развитию.
С поступлением ребенка от 1года 6 месяцев до 3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит, в первую очередь, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла.
Организованная воспитательно-образовательная деятельность, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1,6 до 3 лет, является базой для дальнейшего развития интеллектуального потенциала. Только в результате целенаправленного развития детей в ранний период возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря организации детской деятельности по следующим направлениям :
- социально-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие,
-физическое развитие.
Содержание воспитательно - образовательного процесса организованным для адаптации детей раннего возраста можно рассматривать как основу для дальнейшего успешного освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Социальный опрос показывает, что самыми востребованными являются группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста. Адаптационные группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста способствуют ослаблению адаптационного синдрома при переходе ребенка на полный день пребывания в детском саду.
1.1.Программа разработана на основании следующего нормативно-правового обеспечения:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 г. № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам».
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.3049-13 утвержденными постановлением Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 (с внесенными изменениями постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года № 41).
-Устав МБДОУ
- Положение об организации адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста от 1 год 6 месяцев до 3 лет.
2. Направленность (профиль) программы:
В рамках образовательного процесса деятельность педагогов и специалистов адаптационной группы кратковременного пребывания направлена на:
1. Содействовать успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
2. Создать развивающую предметно-пространственную среду, активизирующей познавательную деятельность ребенка;
3. Повышать культуру общения между взрослыми и детьми;
4. Привлекать внимание родителей к самооценности и неповторимости ребенка через организацию различных форм работы с родителями.
Функционирование группы осуществляется в детском саду под контролем медиков и психолого-педагогической службы.
2.1.Цель адаптационной группы кратковременного пребывания
1. Создание плавного перехода от воспитания в условиях дома к воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.
2. Всестороннее развитие детей раннего возраста.
3. Социализация детей раннего возраста, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям дошкольного учреждения.
2.2.Задачи, на решение которых направлена деятельность адаптационной группы
1. Консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по проблемам воспитания и развития детей раннего возраста.
2. Пропаганда среди родителей знаний о физическом, психическом здоровье детей с целью обеспечения эмоционального благополучия и учёта индивидуальных возможностей детей раннего возраста.
3. Развивающая работа с детьми раннего возраста, не посещающими дошкольные учреждения.
4. Укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста; обеспечение эмоционального благополучия с учётом индивидуальных возможностей детей.
5. Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками; чувства защищённости и доверия к окружающему.
6. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, агрессивности.
7. Взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к собственным детям (анкетирование).
8. Создание единого стиля воспитания и общения с ребёнком в дошкольном учреждении и семье. По итогам прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в мае в МБДОУ проводится заседание итогового педагогического совета
2.3. Организация работы адаптационной группы кратковременного пребывания.
Адаптационная группа кратковременного пребывания( АГКП) детей комплектуется: детьми раннего возраста с 1года 6 месяцев года до 3 лет, не посещающими образовательное учреждение, на основе заявления родителей (законных представителей, договора с родителями, справки от педиатра о возможности ребенка посещать АГКП Наполняемость группы : 10 человек.
Открытие АГКП оформляется приказом заведующего МБДОУ
Группа функционирует : с сентября по май
Один раз в неделю: во вторую половину дня с 16.30 -17.30 часов .
(без питания и сна, организован питьевой режим).
Дополнительные услуги в АГКП предоставляются: на бесплатной основе.
2.4.Документация группы кратковременного пребывания:
Положение о группе кратковременного пребывания
Приказ об открытии ГКП
Заявления родителей (законных представителей)
Договор с родителями
Трудовой (или гражданско-правовой) договор с педагогами
Перспективный план работы
Табель посещаемости детей
Табель учета рабочего времени педагогов
2.5 Основные участники реализации Программы .
Основными участниками реализации Программы : дети раннего возраста родители
( законные представители ), педагоги МБДОУ .
2.6 Кадровое обеспечение:
В АГКП здоровьесберегающее сопровождение :медицинская сестра
учебно-воспитательный процесс осуществляют:
Воспитатель
Музыкальный руководитель
Педагог - психолог
Руководство и контроль работой группы кратковременного пребывания осуществляет заведующий.
2.7.Ожидаемые результаты
1. Вхождение ребенка в новую социальную среду, его комфортная адаптация, взаимодействие в детско-взрослом сообществе.
2. Создание модели организации развивающей среды с учетом основных направлений развития ребенка.
3. Обеспечение физического и психического здоровья детей, творческого развития личности каждого ребенка.
4. Повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития и воспитания малышей, установление доверительных отношений с педагогами и специалистами детского сада.
5. Расширение диапазона образовательных и социальных услуг учреждения в соответствии с основными стратегическими федеральными и региональными идеями обновления деятельности образовательных организаций в РФ.
- Содержательный раздел рабочей программы адаптационной группы кратковременного пребывания детей
Цель программы: обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей от 1,6 лет до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов.
Задачи программы:
1. Способствовать успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в группах кратковременного пребывания.
2. Создать предметно-развивающую среду, активизирующую познавательную деятельность ребенка.
3. Повысить культуру общения между взрослыми и детьми.
4. Привлечь внимание родителей к самоценности и неповторимости ребенка раннего возраста через организацию нетрадиционных форм работы с родителями.
5. Пропагандировать среди семей микрорайона (города) посещение детей раннего возраста адаптационных групп кратковременного пребывания.
3.1.Содержания образовательной работы:
В основе подбора содержания образовательной работы с детьми легли программа «Кроха» (авторы: Г. Г. Григорьева, 2010),и программа «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез) Соотношение образовательных программ строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Взрослый привлекает детей к организованной образовательной деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и видам деятельности, занимая позицию заинтересованного партнера-участника. В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:
- организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития); гибкий охват детей (индивидуально, парами, подгруппами) формами и содержанием деятельности, соответствующими их возрастным возможностям;
- дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (7-10 минут).
Содержание программы реализуется в трех видах деятельности (они же сквозные механизмы):
Игра
Общение
Познавательно-исследовательская деятельность
Через сквозные механизмы решаются задачи в пяти областях:
Социально - коммуникативное развитие | ||||
Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность | Методы и приемы | |
Проведение игровых занятий. продуктивная деятельность . Беседы, обучение, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, пальчиковые игры, хороводные игры, театрализованные игры. | Индивидуальная работа во время приема детей в группу Игровые занятия Культурно-гигиенические процедуры Игровая деятельность во время прогулки | Игровая деятельность, продуктивная деятельность, элементы самообслуживания | Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Беседы Показ. Объяснение. Напоминание. Пример взрослого и детей. | |
Познавательное развитие | ||||
Проведение игровых занятий . Упражнения. Игры дидактические. Рассматривание альбомов, картинок . | Игровые занятия. Игровая деятельность во время прогулки. | Игровая деятельность: игры дидактические, развивающие, подвижные. | Методы, повышающие познавательную активность и вызывающие эмоциональную активность : сюрпризные моменты и элементы новизны, игровые упражнения.
Представлений.
Беседа | |
Речевое развитие | ||||
Проведение игровых занятий Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками). Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные). Сюжетно-ролевая игра. Игра-драматизация. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Хороводные игры, пальчиковые игры. | Игровые занятия. Хороводные игры, пальчиковые игры, театрализованные игры. Игровая деятельность во время прогулки. Тематические досуги. | Игровая деятельность: игры дидактические, развивающие, подвижные. | Сценарии активизирующего общения. Речевое стимулирование: повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение. Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. | |
Художественно-эстетическое развитие | ||||
Проведение игровых занятий по продуктивной деятельности детей лепка, рисование (сюжетно-игровые ситуации) и музыкальной деятельности. Занимательные показы. Индивидуальная работа с детьми по рисованию, лепке, конструированию по развитию танцевальных движений и пению. Сюжетно-игровые ситуация Художественные досуги Выставка детских работ Конкурсы совместных работ с родителями. | Игровые занятия. Продуктивная деятельность. Музыкальные занятия. Театрализованные представления Индивидуальная работа с детьми с детьми по рисованию, лепке, по развитию танцевальных движений и пению. | Самостоятельная художественная деятельность Игры со строительным материалом Постройки для сюжетных игр |
Наглядный: показ, рассматривание с детьми картин, рисунков, поделок из пластилина, глины. Словесный: беседы о различных художественных произведениях. Игровой метод организации занятий.
конструировании. Метод сенсорного насыщения . Метод сотворчества. | |
Физическое развитие | ||||
Игровые занятия по физической культуре. Формирование начальных представлений о ЗОЖ. Подвижные, пальчиковые игры, динамические паузы физкультурные развлечения. | Игровые занятия по физической культуре. Подвижные, пальчиковые игры, динамические паузы физкультурные развлечения. | Игровые упражнения. Подвижные игры. Рассматривание альбомов иллюстраций, наглядных пособий по ЗОЖ. Сюжетно-ролевые игры. Самостоятельная деятельность в спортивных центрах группы | Наглядные: наглядно-зрительные приемы (использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры); наглядно-слуховые приемы (музыка, песни); Словесные: беседа; словесная инструкция. Практические: Проведение упражнений в игровой форме;
|
3.Содержание психолого-педагогической работы
3.1.Социально-коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития для решения основных задач образовательной деятельности являются созданные условия в группах раннего возраста для:
-вхождения ребенка в новую социальную среду, его комфортная адаптация, взаимодействие в детско-взрослом сообществе.
-развития общения ребенка со взрослыми;
- развития общения ребенка с другими детьми;
- развития игры
- развития навыков самообслуживания.
В сфере развития общения со взрослым
Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи. Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении и предметно - манипулятивной активности, поощряет его действия.
Взрослый способствует развитию у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит к зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, поощряет достижения ребенка, поддерживает инициативность и настойчивость в разных видах деятельности.
Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и просоциальное поведение, называя детей по имени, комментируя (вербализируя) происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т. п., которые появляются в социальных ситуациях. Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания.
В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками:
Взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды и обращает внимание на то, что определенные действия могут вызывать обиду.
В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т. п. Благодаря этому дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким образом социальными компетентностями.
В сфере развития игры:
Взрослый организует соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»), использовать предметы-заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки, врача и др.), организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми.
В сфере социального и эмоционального развития:
Взрослый грамотно проводит адаптацию ребенка к нашему детскому саду, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации. Взрослый, первоначально в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребенка и поддерживает постоянный контакт с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим детского сада, не предъявляя ребенку излишних требований.
Ребенок знакомится с другими детьми. Взрослый же при необходимости оказывает ему в этом поддержку, представляя нового ребенка другим детям, называя ребенка по имени, усаживая его на первых порах рядом с собой.
Также в случае необходимости взрослый помогает ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством групповой комнаты, имеющимися в нем предметами и материалами. Взрослый поддерживает стремление детей к самостоятельности в самообслуживании (дает возможность самим одеваться, умываться и пр., помогает им), поощряет участие детей в повседневных бытовых занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.
3.2. Познавательное развитие
В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности в группах раннего возраста являются созданные условий для:
-ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;
-развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.
В сфере ознакомления с окружающим миром:
Взрослый знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями .
В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей:
Взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Для этого используются предметы быта - кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки, а также грецкие орехи, каштаны, песок и воду. Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.
3.3.Речевое развитие
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности в группах раннего возраста являются созданные условия в группах раннего возраста для:
- развития речи у детей в повседневной жизни;
- развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.
В сфере развития речи в повседневной жизни
Взрослые внимательно относятся к выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей. Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова правильно.
Взрослый использует различные ситуации для диалога с детьми, а также создает условия для развития общения детей между собой. Он задает открытые вопросы, побуждающие детей к активной речи; комментирует события и ситуации их повседневной жизни; говорит с ребенком о его опыте, событиях из жизни, его интересах; инициирует обмен мнениями и информацией между детьми.
В сфере развития разных сторон речи
Взрослые читают детям книги, вместе рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено, поощряют разучивание стихов; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.
- Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности в группах раннего возраста являются созданные условий для:
- развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;
- приобщения к изобразительным видам деятельности;
- приобщения к музыкальной культуре;
- приобщения к театрализованной деятельности.
В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру:
Взрослые привлекают внимание детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний ребенка.
В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности:
Взрослые предоставляют детям широкие возможности для экспериментирования с материалами - красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой ; знакомят с разнообразными простыми приемами изобразительной деятельности; поощряют воображение и творчество детей.
В сфере приобщения к музыкальной культуре:
Создана в музыкальном зале и в групповых помещениях раннего возраста соответствующая музыкальная среда. Взрослые органично включают музыку в повседневную жизнь. Предоставляют детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Поют вместе с детьми песни, побуждают ритмично двигаться под музыку; поощряют проявления эмоционального отклика ребенка на музыку.
В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности
Взрослые знакомят детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценируют знакомые детям сказки, стихи, организуют просмотры театрализованных представлений. Побуждают детей принимать посильное участие в инсценировках, беседуют с ними по поводу увиденного.
3.5.Физическое развитие
В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются созданные в группах раннего возраста условия для:
- укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни;
- развития различных видов двигательной активности;
- формирования навыков безопасного поведения.
В сфере укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни:
Взрослые организуют правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно и что вредно для здоровья.
В сфере развития различных видов двигательной активности:
Взрослые организовали пространственную среду с соответствующим оборудованием - как внутри групп раннего возраста, так и на внешней ее территории ( групповых прогулочных участках : горки, качели и т. п.) для удовлетворения естественной потребности детей в движении, для развития ловкости, силы, координации и т. п. Проводят подвижные игры, способствуя получению детьми радости от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки. Вовлекают детей в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.
В сфере формирования навыков безопасного поведения
Взрослые создали безопасную среду, а также предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской активности и препятствования деятельному исследованию мира.
3.6.Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
4.1.Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды.
Направления образовательной деятельности | Вид помещений | Оснащение | |||
Познавательно-исследовательская деятельность | |||||
Сенсорное развитие | Групповая комната | - дидактические игры на развитие психических функций – мышления, памяти, воображения; - крупная мозаика, объемные вкладыши, шнуровки, лото, парные картинки, настольно-печатные игры; | |||
Познавательное развитие | Групповая комната | -наборы для опытов с водой, воздухом, светом, песком; - серии картинок с временами года, частями суток, сюжетные картинки, картинки для установления последовательности. | |||
Формирование элементарных математических представлений | Групповая комната | - крупная мозаика, объемные вкладыши, шнуровки, лото, парные картинки, настольно-печатные игры; - комплекты геометрических фигур; - матрешки, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор объемных тел; -кубики, разрезные предметные картинки. | |||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей | Групповая комната | -наборы картинок для группировки: домашние и дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, цветы, овощи, фрукты, одежда, посуда, транспорт, продукты питания. - серии картинок с временами года, частями суток, сюжетные картинки, картинки для установления последовательности. | |||
Конструирование из различного конструктора | |||||
Развитие навыков и умений конструктивной деятельности | Групповая комната | - строительный материал; - конструкторы напольные; - детали конструктора настольного; - плоскостные конструкторы; - бумага, природные и бросовые -небольшие игрушки (фигурки животных, людей и т.п.), игрушечный транспорт. | |||
Коммуникативная деятельность | |||||
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми | Все пространство детского сада | - игры на развитие мелкой моторики; - развивающие игры(«Найди по описанию»,шнуровки, вкладыши и др.) - Художественная литература для чтения детям - картины, иллюстративный материал | |||
Развитие всех компонентов устной речи | Игровая комната группы, | ||||
Восприятие художественной литературы и фольклора | |||||
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству | Игровая комната группы, все помещения группы, участок учреждения | - Художественная литература для чтения детям - аудио-видеозаписи литературных произведений; - различные виды театров; - ширма для кукольного театра; - игрушки-персонажи; - картотеки потешек, загадок, пословиц и других форм литературного творчества; - книжные уголки в группах; | |||
Игровая деятельность | |||||
Развитие навыков и умений игровой деятельности | Игровая | - игрушки — предметы оперирования; - маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта); - строительный материал; конструкторы; - детали конструктора; - куклы, коляски, пупсы - машинки разных размеров | |||
Приобщение к элементарным общепринятым нормам«и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе | Все пространство учреждения | - Художественная литература для чтения детям - альбомы «Правила группы», - игрушки — предметы оперирования; - куклы, коляски, пупсы - машинки разных размеров | |||
Формирование генерной, семейной, | Все помещения группы | - Иллюстративный материал, плакаты для рассматривания; атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Семья», «Поликлиника» и др.); - уголок ряжения; - игрушки-персонажи | |||
Формирование — приобщение к | Все пространство | - Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания; - видеофильмы для детей; дидактические наборы соответствующей тематики; - художественная литература для чтения детям - игрушки — предметы оперирования; - игрушки-персонажи - маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта) с учетом правил безопасности | |||
Передача детям | Игровая | - Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания; - видеофильмы для детей; дидактические наборы соответствующей тематики; - игрушки — предметы оперирования; - игрушки-персонажи - настольные игры соответствующей тематики («Правила дорожного движения», домино «Дорожные знаки»); - строительный материал; - конструкторы; - детали конструктора; - художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми по 00 «Безопасность | |||
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | |||||
Развитие навыков (самообслуживание, | Все помещения группы, участок | - Игрушки — предметы оперирования; - маркеры игрового Пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта); - атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» - куклы, коляски, пупсы - машинки разных размеров | |||
Воспитание Ценностного отношения к собственному | Все пространство | - Игрушки — предметы оперирования; маркеры игрового пространства - образно-символический материал (виды профессий и т.д.); - материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек | |||
Музыкальная деятельность | |||||
- музыкально- деятельность; - приобщение к искусству | Игровая | - разнообразные музыкальные инструменты для детей; - подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями; - пособия, игрушки, атрибуты; различные виды театров; - ширма для кукольного театра; - шумовые коробочки; - дидактические наборы («Музыкальные инструменты») | |||
Изобразительная деятельность | |||||
развитие | Игровая | - материалы и оборудование для продуктивной деятельности (аппликации, рисования, лепки); - природный, бросовый материал; - иллюстративный материал, картины, плакаты; - настольно-печатные игры - художественная литература с иллюстрациями; - игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян растений | |||
развитие детского творчества | Игровая | ||||
Двигательная деятельность | |||||
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, накопление и | игровая комната группы, | - Музыкальный центр; - оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания; - игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку» и т. д.); - игровые комплексы (горка); качели, карусели; - материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек | |||
Формирование у | игровая комната группы, | - Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; - настольно-печатные игры качели, карусели | |||
Сохранение и укре- | Все пространство группы, | - Развивающие игры; - художественная литература; - игры на ловкость; - дидактические игры на развитие психических функций (мышления, внимания, памяти, воображения); - оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; - картотеки подвижных игр; - игровые комплексы (горка); | |||
Воспитание | Все помеще- | - Алгоритмы для запоминания последовательности культурно-гигиенических навыков; - художественная литература; - игрушки-персонажи; - игрушки — предметы оперирования; - маркеры игрового пространства; - настольные игры соответствующей тематики; - иллюстративный материал, картины, плакаты | |||
Формирование на- | Все помеще- | - Иллюстративный материал, картины, плакаты; - настольные игры соответствующей тематики; - художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми; - игрушки-персонажи; - игрушки — предметы оперирования; - физкультурно-игровое оборудование; - оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; - картотеки подвижных игр. |
4.2.Учебный план реализации программы АГКП детей 1,6 - 3 лет
Виды деятельности | Кол-во в месяц. | Кол-во в год. |
Физическая культура | 4 | 36 |
Ознакомление с предметным окружением, с социальным миром, миром природы. | 1 | 9 |
Развитие речи | 1 | 9 |
Рисование | 0,5 | 4,5 |
Лепка | 0,5 | 4,5 |
Музыка | 1 | 9 |
Продолжительность ООД | До 10мин. | |
Общее количество игр-занятий | 8 | 72 |
Количество и продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности установлено в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13):
Список используемой литературы:
1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –Москва, Мозаика - Синтез, 2014г.
2. Алямовская В. Ясли – это серьёзно. – М.: Линка-Пресс, 1999.
3.Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». «Учитель» – 2006 г.
4.Т.М. Бабунова «Группа кратковременного пребывания, для детей раннего возраста». «ТЦ Сфера» – 2009 г.
5.Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
6.Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7.Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2002
- Мне нравится (1)