Аквааэробика как средство профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей 6-7 лет
Одним из условий успешной подготовки к школе является физическая готовность ребенка к обучению, которая складывается из физического развития, определенного уровня сформированности двигательных навыков, хороших функциональных возможностей и состояния центральной нервной системы ребенка.
Современные данные о процессах роста и развития детского организма в разные возрастные периоды свидетельствуют об их дисгармоничности. Высокая социальная значимость деформаций позвоночника и стоп, нарушений осанки определяется их ролью в снижении качества жизни детей, в формировании инвалидизирующих состояний. Среди функциональных отклонений нарушения опорно-двигательного аппарата занимают ведущие места во всех возрастных группах, причем значительное преобладание отмечается в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (6-7лет). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает приобретение опыта ребенком в различных видах деятельности, в том числе, двигательной, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма.
Работа по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата детей начинается в детском саду и продолжается в школе. Одним из средств профилактики нарушений осанки дошкольника является аквааэробика.
Аквааэробика - это новый популярный вид физических упражнений в воде, укрепляющих все группы мышц на фоне разгрузки позвоночника.
Основу комплексов аквааэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др.), позволяющие не только развивать двигательную активность детей, укреплять мышечно-связочный аппарат, но и учит их выражать эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
В нашем дошкольном учреждении дети старшего дошкольного возраста посещают секцию аквааэробики 1 раз в неделю, длительность занятия 25-30 минут.
Нами составлен тематический план работы, в котором выделены цели и задачи, а также намечены конечные предполагаемые результаты.
План занятий по аквааэробике для детей старшего дошкольного возраста рассчитан на два года обучения и включает в себя комплексы упражнений направленных на профилактику нарушений осанки и укрепление сводов стопы, игры и упражнения для обучения плаванию, хореографический композиции. В соответствии с планом подобрана необходимая литература, сделаны записи соответствующей музыки.
При проведении занятий дети делятся на маленькие подгруппы. Упражнения разучиваются сначала на месте, потом в движении. Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору. На занятиях обеспечивается двигательный режим детей с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, а также благоприятные условия статистической нагрузки – снижение ее продолжительности и величины.
Занятие аквааэробикой как и в плавании делится на три части: подготовительную, основную, заключительную.
В подготовительной части для профилактики плоскостопия на суше дети выполняют физические упражнения на укрепление мышц голени и стопы, хождение по массажной дорожке, самомассаж стопы, тренажер. Во время занятия в воде отрабатываются ладонные и подошвенные рефлексы. Для этого используется такое оборудование: ящики с камешками, массажеры, мячи резиновые, мелкие тонущие игрушки. Используется имитация работы ног всех способов плавания, так как большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы.
В основной части занятия в соответствии с поставленными задачами в порядке усложнения подбираются комплексы упражнений с предметами и без предметов направленных на укрепление мышечного корсета («Гимнасты», «Веселые лягушки», «Моряки»).
Дети овладевают общими навыками нахождения в воде при помощи специальных упражнений: 1) погружение; 2) всплывание; 3) лежание и скольжение; 4) изучение и постановка правильного дыхания в воде; 5) упражнения на расслабление мышц рук и ног.
Для профилактики нарушений осанки применяются разнообразные физические упражнения, выполняемые при различной глубине погружения в воду (до пояса, до плеч, до подбородка):
- активные и пассивные упражнения с элементами облегчения
и отягощения; - упражнения с усилием у бортика;
-упражнения в упоре о стенку бассейна, о поручень, о ступени бассейна, с предметами и приспособлениями;
- упражнения, способствующие мышечной релаксации и растяжению позвоночника;
-разновидности ходьбы в воде, а также свободное плавание, с имитацией спортивных способов плавания;
- игры в воде (подвижные, малоподвижные),
- имитация элементов водного поло,
-игры с продвижением по дну бассейна и другие.
Для разгрузки и растяжения позвоночника используются плавательные подготовительные упражнения (“Звёздочка”, “Стрела”, лежание, скольжение), которые выполняются с помощью вспомогательного средства, а именно: поддерживающего пояса – плотика, нарукавников, позволяющих повысить эффективность овладения горизонтального положения тела в воде.
Задача заключительной части снятие психо-эмоционального напряжения. В этой части выполняются упражнения на восстановление дыхания («веселые пузыри»), расслабление (отдых на спине в нарукавниках и без). В конце занятия детям второго года обучения можно предложить творческие задания.
1 раз в квартал с детьми проводим праздники на воде (« Морские состязания», «Веселые лягушки в гостях у Водяного», «В гостях у Нептуна», и др.) на которые приглашаем родителей. В сценарии праздников включаем хореографические композиции, эстафеты на воде, игры.
Об успешности педагогического процесса можно судить по результатам диагностики, проведенной в конце обучения:
- увеличились показатели укрепления мышечного корсета;
-улучшилась координация движений, гибкость;
-повысился уровень сопротивляемости к простудному фактору у всех занимающихся.
Таким образом, на этапе завершения дошкольного образования у детей сформирована потребность к занятиям физической культурой, плаванием, спорту, здоровому образу жизни.
- Мне нравится (2)