Почему так важно улучшать дикцию ребёнка?

Сухова Наталья Викторовна
 Вообще, плохая     дикция может    достаточно   негативно            отразиться на успеваемости ребёнка и его коммуникации со сверстниками. Он становится резким, нервным, неусидчивым. Как результат, падает интерес к учёбе. Поэтому очень важно определить проблему на самой ранней стадии и ежедневно уделять несколько минут её решению. Постарайтесь запастись терпением и не бранить ребёнка за неверное произношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_diktsii_i_artikulyatsii.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Почему так важно улучшать дикцию ребёнка?

Вообще, плохая дикция может достаточно негативно отразиться на успеваемости ребёнка и его коммуникации со сверстниками. Он становится резким, нервным, неусидчивым. Как результат, падает интерес к учёбе. Поэтому очень важно определить проблему на самой ранней стадии и ежедневно уделять несколько минут её решению. Постарайтесь запастись терпением и не бранить ребёнка за неверное произношение. Коррекцию дикции следует начинать с разминки языка и губ. Основные упражнения для разминки губ Упражнение «Трубочка» «Улыбочка» – постарайтесь изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот. «Заборчик» – сохраняйте положение «Улыбочка» и откройте рот, чтобы были видны зубы (губы по-прежнему должны быть натянуты). «Трубочка» – губы должны тянуться вперёд (как вы делаете при произнесении звука «У»). «Бублик» – сохраняйте положение «Трубочка». Затем постепенно открывайте рот и натягивайте губы, как перед произнесением звука «О». «Рупор» – постарайтесь открыть рот максимально широко, как при произнесении звука «А». Основные упражнения для разминки языка Упражнение «Маятник» «Лопатка» – приоткройте рот, высуньте язык и попытайтесь коснуться им подбородка. «Горка» – приоткройте рот и надавите языком на нижнее нёбо так, чтобы он немного приподнялся. «Сладкая конфета» – с закрытым ртом упирайтесь языком то в правую, то в левую щёку. «Маятник» – отройте рот, высуньте язык и тянитесь им то влево, то вправо. «Иголочка» – постарайтесь вытянуть язык максимально далеко, как только сможете. «Грибок» – нужно дотронуться языком до верхнего нёба так, чтобы уздечка натянулась. «Лошадка» – сохраняйте положение «Грибок», после чего резко ударьте языком по нижнему нёбу (должен получиться звук цоканья лошадки). Каждой группе упражнений необходимо уделить не менее двух минут. Сначала выполните  губные упражнения, а затем, по истечении двух минут, начинайте выполнять языковые. Следующие 15–20 минут уделите скороговоркам.

        Приступаем к изучению скороговорок Что ж, настало время приступить к более трудной задаче – изучению скороговорок, которые постоянно будут усложняться дополнительными словами с одинаковыми согласными. Попросите ребёнка вместе с вами посчитать до трёх (раз, два, три). Произнесите это около 5 раз. Сначала медленно, а затем быстрее и быстрее (при этом отчётливость не должна теряться). После попросите дошкольника повторить данную задачу самостоятельно. Теперь усложните упражнение: после каждого числительного поставьте слово «дрова». Повторите это слово сначала медленно, а затем максимально быстро. Как видите, получается небольшой дикционный тренинг: «Раз дрова, два дрова, три дрова». Данную скороговорку следует разучить в течение первого занятия. Поверьте, 15–20 минут пройдут незаметно. Обычно подобное упражнение вызывает у ребёнка смех. Так что на такой позитивной ноте и закончите первое занятие. Упражнения первого занятия обычно вызывают смех у ребёнка Второй день занятий следует начать с разминки губ и языка, а также повторения изученной скороговорки. Вообще, запомните главное педагогическое правило – каждое новое занятие стоит начинать с повторения предыдущего материала. Повторили вчерашние упражнения, порадовались небольшими успехами чада и – вперёд, покорять новые вершины! Не забудьте вновь усложнить поговорку. Измените её на следующую фразу: «На дворе трава, на траве дрова». Как обычно, начинайте с медленного темпа, а затем постепенно ускоряйтесь. Выучили? Отлично! С чего начать третий день? Правильно, с повторения.  После этого соедините первую поговорку со второй. Получится длинная и достаточно непростая фраза: «На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова». На столь непростое сочетание слов ребёнку может понадобиться и не один день, поэтому до конца недели повторяйте именно его (иногда можно разнообразить новыми словами). Уже по истечению этого времени вы заметите, что дикция ребёнка начинает постепенно улучшаться. Следующие недели посвятите изучению длинных скороговорок, которые вы с лёгкостью найдёте в сети Интернет. Как видите, вышеуказанные упражнения и скороговорки способны быстро и эффективно развить дикцию у дошкольника, помогая ему научиться говорить чётко, ясно и красиво. Надеемся, вы усвоили технику занятий. Желаем удачи в тренировках!