Использование альтернативной коммуникации в работе с детьми ОВЗ
Как помочь невербальному ребёнку? Средства альтернативной коммуникации помогут не только наладить общение, но и способны стать предпосылкой к развитию речи, первой ступенью на пути социализации ребенка в обществе.
Через альтернативную и дополняющую систему можно способствовать улучшению лингвистических навыков, делая их более пригодными для процесса коммуникации, взаимодействия, выражения собственных потребностей и чувств, позволяя делиться информацией, кодифицировать свои представления, то есть в итоге развивать человеческий потенциал.
Одной из систем альтернативной коммуникации является – глобальное чтение. Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать слова целиком, не вычленяя отдельных букв. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, предъявляемые ребёнку, должны обозначать известные ему предметы, явления, действия. Для формирования глобального чтения необходимо провести подготовительную работу – разнообразные игры и упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти, понимания обращённой речи, выполнения простых инструкций, умения подбирать парные предметы и картинки, умения соотносить предмет и его изображение.
Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт чёрный. Высота букв —от 2- 5 сантиметров.
Первый этап работы, во время которого ребенок должен постепенно привыкнуть к учебной ситуации, начинается с рассматривания фотографий из семейного альбома. Затем отбираются фотографии самого ребенка и членов его семьи. Мама (или вместо нее педагог) готовит для всех фотографий таблички с надписями: «Я», «МАМА», «ПАПА», «БАБУШКА», «ДЕДУШКА», «БРАТ». Раскладываем перед ребенком фотографии с подписями слева, а таблички с надписями – справа (в начале занятий используется не больше пяти снимков и, соответственно, не более пяти подписей. Затем их количество можно увеличить до 7–10). Берём одну фотографию и кладём ее посередине, затем находим для этого снимка табличку с надписью и кладём ее под фото, комментируя: «Смотри, это папа (показывает на снимок). А здесь написано: “Папа” (показываем на табличку)». То же самое проделываем и со всеми остальными снимками.
Позже, когда ребенок привыкает к такой организации занятия, взрослый выполняет это задание руками ребенка.
Во время занятия взрослый находится рядом с ребенком. Если ему необходима помощь, он может либо взять его рукой нужный снимок или подпись, либо просто подсказать ему, что сейчас нужно сделать.
На первом этапе ребенок должен усвоить понятия «карточка» и «надпись-табличка».
На втором этапе подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, животные, продукты, мой дом и т.д.) и снабжаются подписями и «надписями-табличками».
Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина».
Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно.
После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие.
Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребенка. Очень важный момент, на который следует обратить внимание, – это разница в произношении слова и его написании. Взрослый объясняет ребёнку, что многие слова нужно писать не так, как мы их произносим («Например, слово “молоко”, в котором мы пишем три буквы “о”, произносится “ма-ла-ко”»). Таким образом, мы помогаем ребенку произнести слово, понять его смысл, а затем – запомнить его написание.
На третьем этапе работа по подбору подписей на картинках с «надписями-табличками» усложняется: подписи на картинках закрываются ( заклеиваются или отрезаются) и ребёнок должен подбирать «надписи-таблички» к картинкам без подписей. Если ребёнку необходима помощь, взрослый может либо взять его рукой нужный снимок или подпись, либо просто подсказать ему, что сейчас нужно сделать.
Параллельно обучению глобальному чтению может вестись работа с дубликатами. На глазах у ребенка разрезаем ножницами дубликат на отдельные буквы (получается «рассыпанное слово») и учим ребенка это слово собирать. Взрослый объясняет ему, что у каждой буквы есть свое место в слове, что если какая-то буква потеряется, нам будет трудно понять, какое слово написано и что оно означает.
В основе обучения счету лежит метод, аналогичный «глобальному чтению». Взрослый готовит набор карточек с цифрами: на бумажных квадратах сверху пишутся цифры, а внизу – их названия (словом). Кроме того, понадобятся карточки с изображениями предметов в разном количестве (одного яблока, двух вишенок, трех лодочек и т.д.)
Сначала знакомим ребенка с числами в пределах десяти ( в данной тетради до шести). Взрослый раскладывает картинки с изображениями предметов слева от ребенка, а справа от него – цифровой ряд. Затем берет картинку с изображением одного ореха, комментируя: «Это – один орех», – и подкладывает под нее карточку с цифрой. Так же идет ознакомление и с другими цифрами. В дальнейшем мы отрабатываем эту манипуляцию либо руками ребенка, либо он делает это сам по инструкции взрослого.
Далее, убираем картинки с изображениями предметов и вместо них используем счетные палочки, фишки, картонные фигурки. Ребенок по просьбе взрослого берет нужную цифру и рядом с ней выкладывает такое же количество фишек или палочек.
В работе по глобальному чтению обычно опираемся на принцип «от общего – к частному, от целого – к части». Кроме того, для успешного обучения необходимы учет их собственных интересов, обыгрывание заданий, постоянный комментарий всех наших действий, отсутствие принуждения, «давления». Мы уверены в том, что дети с ОВЗ очень нуждаются в обучении, и, несмотря на то, что со стороны взрослых это часто требует долгого времени и терпения, такие дети могут достичь прекрасных результатов, удивляя и радуя нас.
Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько не говорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.