Самоанализ
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя
Портнягиной Елены Федоровны
Я, Портнягина Елена Федоровна, работаю в МБДОУ «Павловский д/с №15». Окончив в 2006 году «Каргасокский техникум промышленности и речного транспорта», я долгое время пробовала себя в разных профессиях, но все как-то было не мое. В 2012 году, я поступила в «Томский государственный педагогический университет» на специальность «Учитель начальных классов», я с самого детства мечтала работать учителем в школе, поэтому выбрать дальнейший путь своего образования, мне не составило труда. В 2014 году, когда я была студенткой 2 курса ТГПУ мне предложили работу в МБДОУ «Павловский д/с» в должности заведующий хозяйством. Работая в этой должности, воспитатели детского сада часто давали мне разные роли, я никогда не отказывалась от них, так как мне было очень интересно общение с детьми, я часто задавала интересующие меня вопросы по воспитанию детей, а воспитатели с удовольствием отвечали на них. За проработанное время, я так прикипела душой к ребятишкам, поняв свое истинное призвание.
Свою педагогическую деятельность в качестве воспитателя ДОО начала в 2016 году, работу веду в соответствии с ФГОС ДО и основной общеобразовательной программой дошкольного образования, на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также использую парциальные программы:
- «Юный эколог» (С.Н. Николаева)
- «Математика в детском саду» (В.П. Новикова)
Самостоятельно изучаю современную методическую литературу, используя ресурсы интернета и применяя все это в своей работе.
За последние 2 года прошла курсы повышения квалификации:
С 4 апреля по 28 июня 2016 года прошла профессиональную переподготовку в «Томском государственном педагогическом колледже» по программе дошкольное образование.
В 2018 году прошла курсы повышения квалификации по программе «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО» в объёме 108 часов.
В данный момент работаю воспитателем в старшей разновозрастной группе. Каждый день я с удовольствием иду на работу к своим воспитанникам и чувствую, что они меня ждут, им со мной интересно. Мне нравится находиться с ними, видеть их удивлённые глаза, которые ловят каждое твоё слово. Ведь именно от воспитателя зависит, каким вырастет каждый ребёнок, кем он станет в будущем. Поэтому самая большая награда -это успех моих воспитанников. Я искренне радуюсь, когда у ребёнка впервые что-то получается. Моя работа стала моей жизнью. Мне легко с детьми, несмотря на то, что они забирают много сил, но в ответ они дают гораздо больше!
Цель моей педагогической деятельности - гармоничное развитие личности каждого ребёнка с учётом его возраста.
Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности использую следующие современные образовательные технологии, которые эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также с семьями воспитанников:
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технологии предметно-развивающей среды;
- технология «метод проектов»;
- технология исследовательской деятельности;
Задача: сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического; приобщение детей к здоровому образу жизни в нашей работе является одной из приоритетных. И здесь на помощь приходят мне здоровьесберегающие технологии.
Каждое утро в детском саду начинается с зарядки, в тёплый период зарядка проводится на свежем воздухе, что даёт бодрый заряд на весь день. В течение дня соблюдаются режимные моменты, физ.минутки, гимнастика для глаз, для пальцев рук, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, релаксация, прогулки, подвижные игры. Всё это способствует закаливанию детского организма и снижению заболеваемости.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни, мною были разработаны ряд мероприятий: спортивные праздники с родителями и детьми, консультации, наглядная агитация, анкетирование, встреча с медицинским персоналом. С воспитанниками принимаю активное участие в проведении «Недели здоровья». Дети участвуют в соревнованиях «Весёлые старты», «Мама, папа, я - спортивная семья». В 2018 году, разработала с детьми проект на тему: «Нам со спортом по пути, ГТО ждет впереди!»
Цель проекта: Создать положительную мотивацию у дошкольников для занятий физкультурой и спортом, совершенствовать физические качества, приобщать к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
- Формировать у дошкольников первоначальные знания о «ГТО»;
- Приобщать дошкольников к массовому спортивному движению «Готов к труду и обороне!» ;
- Приобщать воспитанников к физической культуре и здоровому образу жизни.
Итогом данного проекта стало выступление воспитанников детского сада на районном «ГТО»
Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным являются личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс. Я стараюсь быть партнёром детей во всех видах деятельности. Способ общения - это понимание, признание и принятие личности ребёнка. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу. Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль. Стараюсь поддерживать детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий.
Предоставляю возможность детям выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок), откликаюсь по возможности на любую просьбу ребёнка в совместной деятельности. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса.
Также использую игровые технологии. Основной вид деятельности дошкольника - игра. В процессе игры ребёнок познаёт мир, накапливает личный опыт. Игра-это образ жизни ребёнка. Проведение занятий в игровой форме позволяет мне вовлечь каждого ребёнка в образовательный процесс, где я выступаю в роли партнёра, помощника, но никак не наставника. Для социального развития ребёнка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, режиссёрские, строительные, словесные и т.д., которые включаю в ежедневный план работы. Во время игры у детей более успешно идёт развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.
Для того, чтобы достичь определённых результатов, в группе создана предметно-пространственная среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребёнка: книжный уголок, уголок для сюжетно-ролевых игр, уголок природы и экспериментирования, уголок для изобразительной деятельности, спортивный уголок, уголок конструктивной деятельности, уголок настольно-печатных игр, уголок для театральных игр и музыкальной деятельности, уголок познавательно-исследовательской деятельности.
Все уголки расположены в группе так, чтобы детям был доступен материал. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но и становится объектом самостоятельной деятельности ребёнка, являясь своеобразной формой самообразования.
В своей работе я активно использую информационно-коммуникативные технологии, так как они позволяют:
- сделать подбор иллюстративного материала к занятиям и оформления стендов группы;
- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;
- создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Я считаю, что интернет изменил всю мою трудовую деятельность. Воспитательно-образовательный процесс стал более успешным, эффективным с использованием компьютера и интерактивных технологий в качестве дидактического средства.
Благодаря информационно-коммуникативным технологиям, я создала свой мини-сайт на nsportal.ru «Социальная сеть работников образования», где периодически размещаю свои методические разработки.
Практика моей педагогической деятельности и результаты мониторинга показали успешность применения современных образовательных технологий.
В своей работе я внедряю в практику технологию-метод проектов, что позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность. Развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах. «Метод проектов» самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребёнок, ребёнок - родители, воспитатель - родители. Поэтому стараюсь вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения.
В декабре 2015года учреждению, где я работаю, был присвоен статус Центра экологического образования, целью работы которого является: развитие высокого уровня экологической культуры воспитанников, формирование у ребенка начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии со стандартами образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия ребенка с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
С сентября по декабрь 2018 года, мы с ребятами реализовывали экологический проект «Влияние зеленых насаждений на микроклимат участка детского сада». Ребята совместно с родителями охотно принимали участие в реализации данного проекта. Итогом нашего проекта была XIII районная научно-практическая конференция школьников «Открываем новые горизонты». Мои воспитанники сами презентовали свой проект, пошагово рассказывая гостям об этапах проекта. Я очень горжусь тем, что участвуя впервые, мы сумели завоевать почетное 2 место.
Полноценно решать задачи воспитательно-образовательного процесса помогают мне разные виды НОД с использованием традиционных методов и приёмов. В непосредственно образовательной деятельности я использую новые технологии и методы обучения дошкольников:
-метод проблемно-поисковый, на занятиях стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет лично значима для ребёнка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие.
-исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала. Стараюсь быть партнёром для ребёнка на занятиях. Учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путём «Проб и ошибок».
-метод экспериментирования. Дошкольники - прирождённые исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Часто с детьми проводим различные опыты с водой, воздухом, песком и т.д. Также дети имеют возможность самостоятельно экспериментировать в специальном уголке, где есть всё необходимое.
При реализации данных технологий отмечена их универсальность, что позволяет использовать их при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей. Благодаря им, воспитательно - образовательный процесс становится интересным и увлекательным.
Ежегодно разрабатываю планы по самообразованию.
В 2016-2017 учебном году работала над темой по самообразованию: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС».
В 2017-2018 учебном году тема самообразования: «Театр как средство формирования связной речи дошкольников».
Залогом успешной воспитательной деятельности с воспитанниками является сотрудничество воспитателя с родителями. Сделать родителей активными участниками воспитательного процесса - это важная задача воспитателя. Вся моя работа ведётся в тесном контакте с родителями. Постоянно обсуждаю с родителями вопросы, связанные с воспитанием, образовательным процессом, организацией досуга. Встречи проходят в форме бесед, консультаций, анкетирования, родительских собраний и т.д. Многие родители интересуются дошкольной жизнью своих детей, помогают мне, принимают активное участие в жизни группы и детского сада.
Ежегодно родители участвуют в конкурсах, предлагаемых детским садом:
-«поделки из природного материала»;
-«мастерская кормушек»;
- «книга нашей семьи»;
-«ёлочные украшения» и т.д. Также посещают открытые мероприятия, мастер-классы, проводимые мной, спортивные праздники. Принимают активное участие в проведении осенней ярмарки, рождественских колядок, что стало традицией нашего учреждения. Я считаю, что взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие для полноценного развития воспитанников, обеспечивающее усилие компетентности родителей в области воспитания.
Я принимаю активное участие, выступаю с докладами на семинарах, педсоветах. Провожу мастер-классы, круглые столы, семинары-практикумы, дискуссии.
Считаю профессию педагога необычайно ответственной, и думаю, что педагог никогда не должен останавливаться в своём развитии (как в профессиональном, так и в личном). Для меня, педагог-это высокий профессионализм, с хорошими знаниями, с большим интересом и заинтересованностью к своему делу, стремлением постоянно совершенствоваться!