Опытно-экспериментальная деятельность "Удивительный песок".

Черникова Эльвира Сергеевна

 

познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом.

дать представления о свойствах песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_pesok.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность "Удивительный песок".

Цель:

познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом.

дать представления о свойствах песка.

Задачи:

Образовательные: формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это делать? Что я узнаю? Что сделано?);

Развивающие: продолжить работу над развитием логического мышления, познавательно-психических процессов, речи, мелкой моторики.

Воспитательные: формирование нравственно-волевых качеств, формирование представления о значимости природы в жизни человека, воспитание чувства ответственности, привитие культуры общения.

Методы и методические приёмы:

беседа;

наблюдение;

создание проблемной ситуации;

исследовательский;

экспериментально-опытный;

объяснительно-иллюстративный;

моделирование (схемы свойств песка);

игровой;

совместная деятельность с детьми.

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Почтальон приносит в детский сад письмо.

2. Обсуждение проблемы. Принятие задачи.

Открываем письмо и достаем фото Незнайки и письмо.

Вос-ль: От кого письмо? Чтение письма:

Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга-верблюда, который живет в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Незнайка.

Воспитатель: Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, чтобы помочь Незнайке? А еще Незнайка знает, что мы исследователи, мы исследовали воздух, воду. А песок можно? Будем исследовать его.

- Смотрите, мы с вами снова стали исследователями. А кто такие исследователи? (Исследуют, делают опыты).

- А мы с вами, что будем исследовать? (песок)

- Что же будет объектом нашего исследования? (песок)

3. Опытническая деятельность.

- Ну, что будем искать в песке что-то удивительное?

Опыт 1. Песочные струйки

Знакомятся со свойствами сухого песка (сыплется)

Самостоятельно

Пересыпаем из ладошки в ладошку, из одной емкости в другую.

Работа с ситом

Воспитатель: Через сито просеиваем песок, он сыпется из сито в ёмкость и наоборот.

- Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)

Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

Моделируем свойство сыпучести

 Воспитатель: Давайте понюхаем песок

Дети: (не пахнет).

 Значит, сухой песок не имеет запаха.

Воспитатель: Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал – намочите водой песок.

- Каким стал песок?

Дети: влажным, мокрым

 Воспитатель: Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.

А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)

Опыт 2: Чудесные фигурки

Продолжают знакомиться со свойствами песка: влажный песок лепится

Опыт 3.

Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (Сырой – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода). Иллюстрация о дюнах, барханах, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий. Видимо здесь и живет друг Незнайки. Правда, красиво?

- Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку.

Работа с лупой.

Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.

- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.

Вывод: Мокрый песок не сыпется, он лепится.

Дети делают «пироги».

Моделируется свойство – песок лепится.

Предлагаем детям проверить, как песок пропускает воду. Ребята, вы видели, где вода? (впиталась)

Физминутка.

«Ласковые лапки»

6-7 предметов (вата, кисточка, кусочек меха, бусы, стеклянный флакон). Руку оголить по локоть, по ней будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Глаза закрыты – какой «зверёк» прикоснется, сказать предмет (к щеке, ладони).

4. Вывод

- Итак, помогли мы выяснить Незнайке об удивительных свойствах песка? Давайте вспомним о них.

- Как узнать, что песок сыпучее вещество?

- Что мы хотели сделать в начале занятия? (помочь Незнайке выяснить о песке)

- Как у нас это получалось?

- Что мы для этого делали? (опыты)

- Что вас самих удивило на занятии? Каковы свойства песка?

Игра:

- Представьте, что вы песчинки. А я ветер (держаться за руки). Я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие). Покажите мне модель свойства сыпучести.

- Как сделать две одинаковые горсточки песка разные по весу? (одну намочить)

- Как узнать, можно ли из песка что-нибудь слепить (испечь пирожки)? (намочить песок)

- Как мы с вами назвали эту модель? (песок лепится) Покажите эту модель.

5. Презентация.

- Дома приготовьте мини книжку «Песок», где разместите свои модели песка. Можно сделать зарисовки опытов, даже можно еще раз провести их вместе с родителями, и тем самым Незнайка рассмотрит ваши книжки и похвастается своему другу, что мы помогали ему.