Методическая разработка раздела программы Образовательная область «Познание» « Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе занимательного материала»

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой,  дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.  Никто не сомневается и не оспаривает роли математики в развитии человечества. Однако математика в школе продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких предметов. Как же быть? Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения  к школьному образованию? 

Исходя  из этого,  я считаю эту тему актуальной в том, что современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие не может сводиться  только к обучению счету, измерению и вычислению. Особую ценность сегодня   приобретает способность самостоятельно и творчески мыслить. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математики. Математика дает огромные возможности для развития мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл troitskaya.docx77.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

  Красноборский детский сад «Колосок»

Методическая разработка раздела программы

Образовательная область «Познание»

 « Формирование элементарных математических представлений у детей

старшего дошкольного возраста

на основе  занимательного материала»  

                                                         

                                                             выполнила:

                                                  воспитатель МДОУ  Красноборского

                                                               детского сада  «Колосок»    

                                                           Троицкая Татьяна Михайловна                                      

                                                                   

2018 г.

                                                  «Предмет  математики столь серьезен,

что не следует упускать ни

одной возможности сделать

его более занимательным.»

(Б. Паскаль)

Введение

 «Познание» является одной из областей образовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов,  интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Одним из разделов образовательной области «Познание» является раздел  «Формирование элементарных математических представлений».

В соответствии с программой работа с  детьми по формированию математических представлений начинается со второй младше группы.  
    В программе  выделены  следующие  разделы:

  • «Количество и счет»
  • «Величина»
  • «Форма»
  • «Ориентировка в пространстве»
  • «Ориентировка во времени»

Актуальность

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой,  дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.  Никто не сомневается и не оспаривает роли математики в развитии человечества. Однако математика в школе продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких предметов. Как же быть? Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения  к школьному образованию?  

Исходя  из этого,  я считаю эту тему актуальной в том, что современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие не может сводиться  только к обучению счету, измерению и вычислению. Особую ценность сегодня   приобретает способность самостоятельно и творчески мыслить. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математики. Математика дает огромные возможности для развития мышления.

 Начиная работу по данной теме,  я ознакомилась с существующими ныне методиками по ФЭМП.

Это работы таких авторов как: Леушина, Ерофеева, Колесникова, Новикова, Соловьева, Петерсон.

Естественно все они отличаются как по содержанию, так и по форме подачи материала, однако общее что определяет все эти методики то, что все вышеперечисленные авторы делают упор на игру, как на средство, метод и форму организации учебно – воспитательной деятельности дошкольников. Мы не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно  знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию.

 «Игра - это искра, зажигающая огонёк  
пытливости  и любознательности»
В.А.Сухомлинский.
                                                                   

Этому способствует использование в работе с детьми занимательного математического материала. Его назначение состоит в  развитии  у детей умственных  и математических  способностей, заинтересовать предметом математики. Он несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условиям задачи. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задачи, логическом упражнении, развлечении. Необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения .  Роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.

Работа мной по формированию элементарных математических

представлений  у  детей на основе занимательного материала

начинается с младших групп и продолжается до конца пребывания ребенка в

детском саду.

Цели и задачи раздела

Цель: 

Создание дидактических и педагогических условий для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста ,  как основы познавательной активности.

Задачи:

  • Формировать базисные математические  представления, речевые умения
  • Развивать воображение, креативность мышления  (умение гибко, оригинально мыслить),  интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия
  • Воспитывать стремление  к достижению положительного результата,  настойчивости  и  находчивости

Формы и методы представления занимательного материала.

В своей работе я применяю  следующие формы и методы представления

занимательного материала

  • НОД (непосредственно образовательная деятельность);
  • Совместная игра воспитателя с ребенком;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Математические праздники и развлечения;
  • Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;
  • Чтение математических сказок.

Типы

  • развлечения
  • КВН
  • конкурсы
  • наблюдения–исследования
  • презентации
  • подвижные игры
  • дидактические игры
  • повторение пройденного материала
  • обобщение знаний
  • контроль и учёт знаний.

Методы  

  • рассказ
  • беседа
  • наблюдение
  • игры
  • проблемная ситуация
  • практические задания
  • творческие работы
  • работа в парах и подгруппах
  • демонстрация
  • наглядность
  • упражнения

Любая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее,  найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной  на непосредственном интересе. Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.  Я классифицировала его по разным признакам:  по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный занимательный материал я классифицировала, выделив в нем условно 3 основные группы:  

  • развлечения;
  • математические игры и задачи;
  • развивающие (дидактические) игры и упражнения.

                                           Средства реализации.

Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды.

Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования  личности и подготовки к учебной деятельности.

Исходя из классификации занимательного материала, можно выделить следующие необходимые средства реализации:

  • Игры шашечного хода
  • Шашки
  • Головоломки. Головоломки с палочками.
  • Разнообразные  лото, домино
  • Рамки вкладыши
  • Блоки Дьенеша.
  • Палочки Кюизенера
  • Игры на классификацию
  • Мозаики
  • Строительные наборы
  • Игры на составление узоров
  • Лабиринты
  • Игры на составление целого из частей
  • Игры для ориентировки на листе бумаги
  • Игры на передвижение
  • Настольно-печатные игры
  • Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи  в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки
  • Математические сказки

Принципы организации образовательного процесса

При организации  образовательного процесса я учитывала следующие принципы:

1.  Принцип деятельности – включение ребенка в учебно-игровую, познавательную деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

2.  Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

3.  Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.

4.  Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

5.  Принцип психофизической комфортности – заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.

6. Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.

Создание педагогических условий.

Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Для эффективного решения образовательных задач очень важно изменить и модернизировать предметно– развивающую среду, сделать её доступной, открытой, мобильной и ориентированной  на зону ближайшего развития.

 В группе я отвела специально оборудованное место (стол, стулья, свободный доступ), где сконцентрировала все игры и пособия  и назвала это - “Уголок занимательной математики”.

Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

“Уголок занимательной математики” – дает не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосферу в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Я пришла к выводу, что нужно создавать именно такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей,  интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Формирование  у детей  интереса к элементарной  математической деятельности - это развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой,  в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению

положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

У детей развивается  потребность занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения,

интеллектуального усилия играми.

Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

Созданию уголка предшествовал  подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей старшей группы. В уголок я поместила разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру.

 Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления «Цвет и форма»; «Увлекательная геометрия»;  головоломки; логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.

Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направляю  на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке я  организую с учётом индивидуальных особенностей  воспитанников.

Предлагая  ребёнку игру, ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности.

Привлекаю  малоактивных детей, заинтересовываю  их игрой и помогаю  освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок  видит свои успехи. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Мое руководство  направлено на постепенное развитие детской самостоятельности,  инициативы,  творчества.

        В процессе работы необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

     Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.   Работу по использованию занимательного материала вводила  в несколько этапов:

1. Необходимо было сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера).

 2. Необходимо было добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.

      На первом этапе я предлагала детям логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняла и закрепляла представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствовали развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше)заданного числа», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки» и др.  А вот игра «Да или нет?» давала возможность выполнить много разнообразных заданий. Я задавала детям вопросы, на которые можно было ответить только «да» или «нет». Любые другие слова, в качестве ответа означали, что ребёнок выбывает из игры. В игре использовала вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно в этом случае играющие должны были промолчать. Эта игра эффективно развивает у детей умение внимательно вслушиваться в вопрос,  развивает сообразительность, логику мышления, а также умение точно выполнять игровые правила.

 Наряду с этими играми, я давала детям логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимали участие в таких оригинальных играх. Например, упражнения «Как изменялась фигура?», «Найди фигуру» направлено на развитие логического мышления детей и построено на аналоговой зависимости между парами или группами объектов – геометрических фигур.

 Последовательно детям предлагались задания на трансформацию объекта, размера объекта, количества объектов (изменение количества частей или фигур) и другие задачи. В игре заложена основа поэтапно усложняющихся действий.

      Значительное место по развитию у детей логического мышления в математическом развитии я отвела знакомству детей с блоками  Дьенеша, логическими фигурами и палочками Кюизенера. Основная цель этого дидактического материала – научить дошкольника решать логические задачи на разбиение по свойствам. Для решения логических задач дети должны научиться выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать, удерживать в памяти, обобщать объекты по одному, двум, трем свойствам.

 Прежде, чем приступить к играм и упражнениям, я предоставила детям возможность познакомиться с логическими блоками. В процессе различных, манипуляций дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщина. Вместе с детьми мы договорились, что вместо слова «блок», целесообразно пользоваться словом «фигура».

 Для наиболее эффективного ознакомления детей со свойствами блоков я предлагала детям следующие задания:

«Найди такие же фигуры, как эта» (по цвету, по форме, по размеру, по толщине);

«Найди не такие фигуры как эта» (по форме, по размеру, по цвету, по толщине).

«Найди  только треугольные фигуры» (синие, квадратные, большие, жёлтые, толстые и т.д.)

«Назови, какая эта фигура по цвету» (по форме, по размеру, по толщине).

      После такого знакомства с блоками я перешла к играм и упражнениям:

Дидактические упражнения: «Цепочка», «Второй ряд», «Чудесный мешочек», «Домино»  помогли детям освоить свойства фигур, понять выражения, «такой же», «не такой» (по цвету, по форме, по размеру, по толщине).

Дидактические упражнения «Засели домики», «Дорожки», «Раздели блоки» и другие дали возможность формировать у детей умение классифицировать свойства фигур с постепенным увеличением  количества, свойств.

      Знакомство детей с более сложными вариантами игр, желание использовать игры в самостоятельной деятельности, поставили передо мной задачу познакомить детей с особенностями дидактической игры. Я объяснила детям, что каждая дидактическая игра содержит игровые правила и действия (порядок, очерёдность хода, подчинение ведущему, отыскивание, распределение, отгадывание). В игре дети должны научиться соблюдать правила, стремиться выиграть, получить положительный результат. Этот стиль поведения ребенка в игре очень значим для формирования личности.

       Для более успешного овладения числами и цифрами, арифметическими действиями, различением предметов по их свойствам, ввела новые дидактические упражнения «Доставка грузов», «Путешествие», «Расставь числа», «Бусы», «Домино», «Лабиринты», «Поиск заколдованного клада». В результате этих упражнений у детей развились способности к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении действий. У детей сформировался интерес к решению познавательных задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности. Понимание детьми законов дидактической игры привело к тому, что дети начали играть самостоятельно в парах или небольшими группами. Ребёнок принимает роль ведущего, объясняет условие игры, контролирует выполнение правил, оценивает правильный результат. Дети меняются ролями, стремятся верно, выполнить задание, придумывают свои оригинальные задания. Эта деятельность весьма полезна для дошкольников.

 В ходе игры, возникающей по инициативе самих детей, они приобщаются к сложному интеллектуальному труду. В результате проделанной работы дети могут выбирать себе игру по интересу, объединяться со сверстниками, целенаправленно действовать с материалом.

 Всё это привело к тому, что я стала знакомить детей с новыми дидактическими играми, разработанные мной самою, которые направлены на развитие у детей логического мышления, математических представлений.

  За время работы по данной теме накоплен следующий материал:

  • Картотеки игр (подвижные, пальчиков,  настольно-печатные);
  • Дидактические игры и упражнения математического содержания;
  • Картотека логических и занимательных задач;
  • Картотека игр из счетных палочек, геометрического конструктора;
  • Собрана картотека математических считалок;
  • Составлены картотеки игр с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера;  
  • составлен перспективный план работы по формированию элементарных математических представлений у детей

        Для  эффективного освоения игр и игровых упражнений подобраны наиболее приемлемые формы работы: специально организованная деятельность, игра, индивидуальная работа в утренние и вечерние часы, самостоятельная деятельность.

 

Указания к руководству самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной       математики:

  • Объясняю правила игры, знакомлю с общими способами действий, исключаю сообщение детям готовых решений. Стимулирую  проявления самостоятельности в играх, поощряю стремление детей достичь результата.
  • Организую совместную игру с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.
  • Создаю элементарную проблемно – поисковую ситуацию в совместной с ребёнком игровой деятельности. Я играю, составляя силуэт, отгадываю  загадку, ходы лабиринта и в это время привлекаю ребёнка к оценке своих действий, прошу его подсказать мне следующий ход, дать совет, высказать предположение. При этом ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
  • Объединяю в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
  • Организовываю разнообразные  формы деятельности в уголке: соревнования, конкурсы (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечера досуга, математические  развлечения.
  • Обеспечиваю единство воспитательно–образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Целенаправленно организую самостоятельную детскую деятельность, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществляю всестороннее развитие детей, индивидуальную работу с воспитанниками, отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.

Этапы формирования математических представлений

1.Младший дошкольный возраст:

  • знакомство с формой и названием геометрических фигур, основными цветами, величиной, сравнением двух предметов;
  • обучение способов обследования предметов (наложение, приложение), подбору предметов одинаковых и разных по форме, размеру (большой, поменьше, маленький);
  • способствовать появлению интереса к участию в игровой деятельности;
  • учить реализовывать цели, которые ставит перед ребенком взрослый;
  • приобщение к математической сказке.

2.Средний дошкольный возраст: 

этап связан с приобретением детьми умений и знаний по:

  • различению геометрических фигур по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр);
  • классификации фигур;
  • выделению пространственных отношений вверх-вниз, направо-налево, назад-вперед; осуществлению опредмечивания созданного объекта по словесной схеме (отгадывание загадок);
  • расположению предметов в убывающем порядке (5-6 размеров предмета);
  • выкладыванию картинки из 4-6 частей.
  • формированию произвольного внимания, активного включения в сюжет математической сказки.

3.Старший дошкольный возраст:

  • на данном этапе происходит углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур;
  • развивать познавательные и творческие способности детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать, предвидеть результат и ход решения творческой задачи;
  • свободно общаться со взрослым по поводу игр и заданий;
  • овладение играми на передвижение, шашечного хода;
  • отгадывание задач-шуток, головоломок, математических загадок;
  • развитие любознательности, находчивости, смекалки при активном участии в математической сказке.

Взаимодействие с родителями

    Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка воспитатель и родители должны действовать по особой программе, выполнять общие задачи и согласовывать свои действия, помогая друг другу.

Мы всегда должны работать в тесном контакте с родителями. Я использую следующие формы и методы работы:

  • Информационный стенд для родителей по данной теме.
  • Анкетирование родителей.
  • Выставка литературы по данной теме.
  • Консультации: («Как научить ребенка решать логические задачи», «Конструирование из счетных палочек и геометрических фигур») коллективные и индивидуальные.
  • Создание творческой мастерской «Организация игр с использованием занимательного математического материала».
  • родительские собрания («Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста»,  «Основные задачи воспитания и обучения детей 5-6 лет»)

  • индивидуальные беседы с родителями по особенностям развития детей;
  • -изготовление и приобретение дидактических средств и наглядностей.

Пропагандирую среди родителей занимательный математический материала для занятий с детьми в домашних условиях. Я рекомендую родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их в школе.

Сводная таблица по диагностике детей по ФЭМП


начало года


середина года

Количество и счет

75%

87%

Величина

87%

94%

Форма / геометрические фигуры

68%

93%

Ориентировка в   пространстве

50%

68%

Ориентировка во времени

56%

75%

Сводная таблица по формированию элементарных математических

представлений у детей старшей группы

уровень

Н.г.

С.г.

В.у

10 детей – 58 %

13 детей – 76 %

С.у

4 детей – 23 %

2 детей – 12 %

Н.у

3 детей – 19 %

2 детей – 12 %

Эффективность работы

Пожалуй, еще сложно судить об изменении уровня психического развития детей в процессе планомерной педагогической деятельности. Временной промежуток (6 месяцев) достаточно мал. Однако, наблюдая за ростом   деятельности , можно смело утверждать, что:

а) Все дети без исключения знакомы с приемом сравнения,  анализирования, синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не». Они, в большинстве случаев, могут установить определенную последовательность некоторых событий .

б) Примерно 13 детей испытывает устойчивый  интерес к развивающим играм математического содержания. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

в) Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию,  выразить свое мнение и не стесняться этого).

г) Работа по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы на основе  занимательного материала  принесла свои плоды - дети стали более любознательные, усидчивые.  

Организация в группе уголка занимательного математического материала    дало положительные результаты: дети научились рассуждать, обосновывать ход поисков решения задач; находить несколько вариантов решения проблемных математических ситуаций. Появилось желание  занимать своё свободное время  не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.                                                           К началу обучения в школе  сформировалось стремление  достигать результата и  уверенность в своих силах.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арапова -Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.Мозайка – синтез,М.2010г.
  2. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга «Методика»
  3. Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М.Чеботаревская; Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991
  4. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2005г.
  5. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. 2-е изд. – М.: Педагогика, 1994. – 176с.
  6. Занимательные упражнения по математике для дошкольников и младших школьников. Новокузнецк 1994. – 66с.
  7. Кулагина Л.М. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов. – 142с.
  8. Кулагина Л.М. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов.
  9.  Колесникова Е.В. Математика для детей 5- 6  лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  10. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
  11. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.
  12. Программа «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой.
  13. Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Под науч. ред. Л.М.Шипициной. – СПб.: Издательство «Речь», 2004
  14. Сербина Е.В. Математика для малышей: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1992. – 80с.
  15. Смекалка для малышей. Занимательные задачки, загадки, ребусы, головоломки. – М., Омега, 1994. – 256с.
  16. Чего на свете не бывает?: Занимат. игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/Е.Л.Агаева, В.В.