Проект по экспериментальной деятельности «Волшебница - вода»

Черникова Эльвира Сергеевна

Закрепить знания детей о воде, её свойствах; состояниях. Влияние воды  на всё живое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экспериментальной деятельности

«Волшебница - вода»

Проблема

Что такое вода? Её свойства

Цель

Закрепить знания детей о воде, её свойствах; состояниях. Влияние воды  на всё живое.

Причины

1)        Недостаточно знаний у детей о свойствах
воды.

2)        Недостаточно демонстрационного
материала о превращениях воды в природе
и отсутствие картотеки опытов.

Задачи

1)        Расширить и углубить знания о воде,
свойствах, состояниях.

2)        Пополнить уголок демонстрационным
материалом, создать картотеку опытов,
фото - материалов.

Тема

«Неизведанное рядом»

Название проекта

«Волшебница - вода»

Тип проекта

Краткосрочный, творческий, межпредметный, групповой.

                             План подготовки и реализация проекта

Деятельность педагогов

1)        Оформить фотоальбом «Наши опыты»

2)        Пополнить уголок экспериментирования
материалами.

3)        Разработать цикл занятий и бесед опытно -
экспериментальной деятельности.

4)        Изготовить картотеку загадок, потешек,
художественного слова о воде.

5)        Изготовить картотеку опытов

6)        Оформить картотеку наблюдений.

Деятельность детей

1)        Чтение художественной литературы о
воде, потешек, отгадывание загадок.

2)        Рассматривание иллюстраций «Вода в
природе», «Природные явления».

3)        Прослушивание аудиозаписей: «Музыка
дождя», «Шум моря», «Звонкий ручей».

4)        Проведение опытов с водой.

5)        Художественно-продуктивная
деятельность: «Аквариум» (коллективная
работа): рисование нетрадиционными
способами «Дождик», «Снеговик»

6)        Пальчиковая гимнастика.

Деятельность родителей

1)        Проведение опытов дома: «Водичка,
водичка».

2)        Рисование на тему «Чудо - вода».

3)        Помощь в пополнение уголка

План работы с детьми.

Дата

План работы

1 неделя

1.        Беседа №1 «Вода и её превращения», беседа №2 «Есть ли у воды
цвет».

2.        Наблюдения №1, №2, №3 (см. картотеку).

3.        Рассматривание иллюстраций «Вода в природе»;

4.        Опыт №1, №2 (см.картотеку).

5.        Рисование «Снежинки-балеринки»; физкультминутка «Дождик».

2 неделя

1.        Беседа №3 «Вы помните, как выглядят снежинки ?», беседа №4
«Что случиться со снегом если пригреет солнышко ?», беседа №5
«Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?».

2.        Наблюдения №4, №5, №6 (см.картотеку).

3.        Чтение К.И.Чуковского «Мойдодыр»; стихотворений «Ключевая
вода», «Снежинка-балеринка», «Дождик».

4.        Опыт №3, №4 (см.картотеку).

5.        Рисование «Снеговик»;
игра «Сосулька».

3 неделя

1.        Занятие №1 «Прятки» - игры с водой.

2.        Наблюдения №7, №8, №9 (см. картотеку).

3.Чтение стихотворений «Иней», «Росинка»; Отгадывание загадок; игра «Капельки».

4.        Опыт №5, №6 (см. картотеку).

5.        Рисование нетрадиционным способом «Весенний дождик»;
пальчиковая гимнастика «Весёлые рыбки»; прослушивание

аудиозаписи «Музыка дождя».

4 неделя

1.        Занятие №2 «Тёплая капелька, или Поможем колобку умыться»,

2.        Наблюдения №10, №11, №12 (см. картотеку).

3.        Заучивание художественного слова о воде;    пальчиковая
гимнастика «Капель»;

координация слова с движением «Весна».

4.        Опыт № 7 (см. картотеку).

5.        Коллективная работа детей по аппликации «Жители водного
царства»;

прослушивание аудиозаписей «Шум моря»;   физкультминутка «Кораблик».

5 неделя

1.        Занятие №3 «Капель».

2.        Наблюдения №13,14 (см.картотеку).

3.        Рисование нетрадиционным способом «Реченька-река»;
прослушивание аудиозаписи «Звонкий ручей».

4.        Опыт № 8 (см. картотеку).

5.Чтение потешек о «Водичке», «Дождике», «Ручейке», «Снежке»; пальчиковая гимнастика «Капель»; координация слова с движением «Веснянка».

           ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  С РОДИТЕЛЯМИ

Неделя

Содержание

1 неделя

1.        Анкетирование родителей на тему: «Организация
поисково-исследовательской деятельности
дошкольников дома»

2.        Привлечение к созданию познавательно-
развивающей среды в группе.

2 неделя

1.        Консультация на тему: «Роль семьи в развитии
познавательной активности дошкольников»

2.        Проведение опытов с детьми дома

3 неделя

1.        Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для
поддержания интереса детей к познавательному
экспериментированию»

2.        Рисование: «Водичка-водичка»

4 неделя

1.        Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

2.        Проведение опытов с детьми дома

5 неделя

1. Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»

Практическая часть: Открытое занятие для родителей.

Занятие №1

Тема: «Прятки» - игры с водой.

Цель:    способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная;

  • подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет;
  • развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная;
  • воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал: краски, кисточки, ёмкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка мышонок-Почемучка, игрушки из киндер - сюрприза.

Предварительная работа: рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра «Разноцветные капельки».

Ход занятия.

В группу приходит мышонок - Почемучка и предлагает детям поиграть.

- Раз, два, три, четыре, пять - будем в прятки мы играть. Сейчас моя подружка водичка спрячет от вас игрушку, попробуйте её найти. Раз-два, раз-два - начинается игра. Раз, два, три, четыре, пять - пора глазки закрывать.

Почемучка опускает игрушку в баночку с прозрачной водой. - Раз, два, три, четыре, пять - можно глазки открывать.

Дети быстро находят игрушку (вода прозрачная, в ней игрушка хорошо видна).

Почемучка: Почему вы так быстро нашли мою игрушку? Воспитатель: А как можно спрятать игрушку в воде? Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться?

Ребята предлагают покрасить воду. Совместно с воспитателем дети готовят баночки, наливают и окрашивают воду, прячут игрушки. Воспитатель подводит детей к выводу, что чем темнее вода, тем менее видна игрушка, и говорит: «Раз, два, три, четыре, пять - можно Почемучке глазки открывать. Раз, два, три - игрушки отыщи!»

Почемучка ищет игрушки и выясняет у детей, почему их не видно.

Выводы:

  • мы добавили в воду краску, она стала непрозрачной и игрушки не   видно;
  • тёмная водичка спрятала игрушки;
  • в чёрной водичке игрушку совсем не видно, а в жёлтой она немного видна.

                                       Занятие № 2

Тема: «Тёплая капелька, или поможем колобку умыться».

Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом

получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной;

  • развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
  • закреплять культурно - гигиенические навыки;
  • развивать чувство взаимовыручки;
  • воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал: тазики с горячей и холодной водой, ёмкости для смешивания воды по количеству детей, ковшики для набирания воды, тряпочки дидактическая игрушка Колобок.

Предварительная работа: экспериментирование с водой, умывание, мытьё игрушек, стирка кукольного белья, игра «Холодное - горячее».

Ход занятия.

Приход в группу Колобка с грязными руками и щёчками. Дети предлагают ему умыться, но в тазиках только горячая и холодная вода.

Игра с горячими и холодными капельками. Воспитатель выясняетощущение детей и Колобка: приятнее им умываться холодной или горячей водой и почему.

Дети объясняют, почему плохо умываться холодной водой (можно простудиться, неприятно, замёрзнут руки, плохо отмывается грязь) и горячей (можно обжечься, даже получить ожог).

Воспитатель: Можно ли помочь Колобку? Дети выдвигают и анализируют гипотезы:

  • подождать, когда вода остынет ( но это долго);
  • поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась ( на это тоже нужно время);
  • смешать горячую и холодную воду (это быстро и легко).

Воспитатель выясняет у детей, чем и для чего они будут заниматься: получать тёплую капельку путём смешивания горячей и холодной воды.

Что, для этого необходимо взять? (Уточняется, для чего необходим каждый предмет.)

Ребята планируют свою деятельность: необходимо взять ёмкостьчтобы смешивать воду; ковшик, чтобы набирать воду; тряпочки, чтобы вытирать воду, когда она прольётся. Дети рассказывают Колобку о правилах при работе с водой.

В процессе самостоятельной деятельности они получают тёплую воду путём смешивания холодной и горячей воды и предлагают Колобку умыться:

Водичка, водичка, умой Колобку личико! Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!

В конце экспериментирования дети делают выводы:

  • чтобы получить тёплую воду, нужно смешать горячую с холодной;
  • В кране тоже можно получить тёплую воду, открыв синий (холодный) и красный (горячий) краны одновременно.

После занятия дети инсценируют сказку «Колобок» на новый лад: Колобок, встречаясь с героями сказки, спрашивает у них, каким образом можно получить тёплую воду. Дети в образах герое сказки отвечают Колобку. Таким образом, закрепляется умение формулировать выводы.

Занятие № 3.

Тема: «Капель».

Ознакомление с природным явлением.

Цель:    1) Формировать у детей интерес к явлениям природы.

             2) Активизировать словарь детей.

             3) Развивать наблюдательность.

             4) Воспитывать любовь к родной природе.

Предварительная работа: Наблюдения за сосульками. Заучивание стихов, загадок.  

Ход беседы

Воспитатель: Дети, посмотрите что стало со льдом? – Он растаял.

А утром у нас в чашке был лёд. Мы внесли его в группу, у нас тепло вот он и растаял. А если я чашку с водой  вынесу опять на мороз, что будет? – Она замёрзнет и будет лёд.  Проверим. ( Унести чашку на улицу.)  

Сейчас весна. Солнышко пригревает сильнее, снег на крыше тает, получаются сосульки. C них в солнечный день капают капельки – капель называется.

   Я вам прочитаю стихотворение «Капель» ( З. Александровой.)

На солнышке согрелась ель,

      Подтаяла сосна.

      Идёт апрель, звенит капель.

      В лесу у нас весна.

      По снегу капельки стучат:

      «Подснежник, хватит спать!»

      А шубки белок и зайчат

      С утра мокры опять.

      Но всё же март, а не апрель

      Чуть солнышко зайдёт,

      Смолкает звонкая капель

      И вновь на ветках лёд.

На солнышке капель вспыхивает синими, жёлтыми, красными красками. Когда выйдем на улицу мы с вами посмотрим на солнечные капельки. Все радуются капели, и воробей, и петушок, и мы с вами

          В конце занятия предложить нарисовать сосульки и капель. На прогулке дети смотрят, что в чашке опять лёд, наблюдают капель.

Беседы

Беседа № 1.

Тема: «Вода и её превращения».

Вода наполняет ручьи  и реки, пруды и озёра, моря и океаны. Вода есть в почве и под землёй, где бегут подземные реки и ручейки.

Тучи и облака, туманы и дожди, снежинки и сосульки, льды и  сугробы, роса, иней, зимние узоры на стёклах – это тоже вода!

Без воды не могут жить люди, животные и растения.

Беседа № 2.

Тема:«Есть ли у воды цвет?  А запах?».

Вода прозрачная, бесцветная, у неё нет запаха.

Давайте представим осеннюю пору.  Моросит мелкий, холодный дождь. Землю укрывает сырой, побуревший лист, на дорожках блестят лужи, деревья и кустарники грустно шуршат голыми, тёмными ветвями. А на следующее утро всё преобразилось, стало светлым и праздничным! Ночью выпал первый снег, морозец застеклил лужи тонким, хрупким льдом.

Снег и лёд – это тоже вода, только в твердом состоянии. Когда столбик термометра опускается до отметки ноль или ниже, вода превращается в лёд. Совсем маленькие льдинки образуются и высоко в облаках, там они увеличиваются и, превращаясь в снежинки, падают на землю.

Беседа № 3.

Тема:« Вы помните, как выглядят снежинки?»

Вы помните, как выглядит снежинка?

Она лёгкая, пушистая, резная. Ледяные тонкие лучи, выходящие из центра снежинки, украшены маленькими иголочками. Форма и размер снежинок зависят от температуры воздуха. В сильные морозы снег становится сыпучим, скрипит под  ногами – это ломаются хрупкие снежинки!

В морозные дни – снежинки сверкающие, слоистые, иногда похожие   на мелкие крупинки. А когда нет мороза, снежинки слипаются – становятся крупными, словно  белоснежный  птичий пух. Снег в такие дни делается мягким и  липким. Из него можно лепить снеговика  или забавных лесных зверушек.

Беседа № 4.

Тема: «Что случиться со снегом если пригреет солнышко?»

Зимой и ранней  весной с солнечной  стороны крыш свисает длинная ледяная бахрома сосулек. Днём, когда пригревает  солнышко, сосульки тают,  звенит капель. А к вечеру сосульки замерзают  вновь.

Весной воздух становится теплее и  снег тает. По дорогам бегут, журчат весенние ручейки. Начинается  движение льда  на реках и каналах. Большие льдины  с треском  ломаются и отправляются и плавание, талая вода заливает луга и низины.

Беседа № 5.

Тема:  «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды»?

Правильно! Вода нужна нам для  питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без неё. Давайте вместе  вспомним, для чего люди используют воду.

Проснувшись  утром, мы прежде всего умываемся и чистим зубы. Значит, нам  нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, невыстираешь бельё, не наведёшь порядок в доме. Без воды не уберёшь городские улицы, не вымоешь машины. А сколько воды потребляют заводы и фабрики, выпускающие нужную продукцию!

Вы можете сказать: « На земле много воды. Её хватит всем! »

Так – то  оно так,  но  ведь и людям, животным,  и  растениям нужна чистая вода. От грязной воды страдает всё живое : засыхают растения на берегах рек  и озёр, погибают птицы, болеют  звери и люди.

Нужно беречь деревья и кустарники, растущие по берегам рек и озёр, потому – что они защищают водоёмы  от пересыхания, охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду,  не лить её зря.

Наблюдения.

№1.    Наблюдение за образованием сосулек, капели. Обходя участок с детьми, отмечать, с какой стороны дома образуются сосульки. Почему? Прочитать детям стихотворение С.Маршака: «Солнце в марте ходит выше, горячи его лучи...».

№2.   Рассказать детям, что весной солнце греет сильнее, снег и лёд тают. Обратить внимание детей на проталины, на чёрные воронки возле больших деревьев. Загадать загадку про снег : «Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал».

№3.   Наблюдение за трудом взрослых: дворники на тротуарах скалывают снег, его увозят на машинах. Прочитать детям стихотворение В.Шошина: «Дворник снег большой лопатой отгребает от дверей...».

№4.    Наблюдение за воробышком. Он громко чирикает, купается в луже. Прочитать стихотворение И.Токмаковой : «К нам весна шагает быстрыми шагами...».

№5.    Наблюдение за комнатными растениями. Напомнить детям, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать: поливать, протирать листочки, опрыскивать.

№6.   Наблюдение за погодой. Наблюдение за падающим мокрым снегом. Снежинки тяжёлые, в воздухе не кружатся, а быстро падают на землю и тают. Прочитать детям стихотворение Е. Трутневой : «Летятпоследние снежинки...».

№7.   Наблюдение за тающими цветными льдинками, вывешенными на участке ранее. Почему они тают? Какого цвета капельки?

№8.    Предложить детям расчистить от снега и льда дорожки, возить снег в указанное место, помогать взрослым копать канавки для стока воды.

№9.   Наблюдение за таянием снега, появлением первых весенних проталин. Обходя участок с детьми, отмечать, где снег и лед тают быстрее - на солнце или в тени, почему?

№10.   Наблюдения за аквариумными рыбками. Закреплять названия рыбок; знания детей о том, что рыбке для жизни необходимы вода и пища. Загадать детям загадку об аквариуме.

№11.   Обращать внимание детей на образование луж и ручьёв на участке. Организовать игры с корабликами, лодочками из бумаги, ореховой скорлупы.

№12.    Внести в группу цветы мать-и-мачехи. Несколько цветов поставить в стакан с водой, а 2-3 цветочка в пустой стакан. Предложить детям понаблюдать за цветами. Что произошло с цветами, которые стояли в стакане без воды, почему? Учить детей самостоятельно делать выводы.

№ 13.    Обратить внимание детей на первый весенний дождь. Прочитать им стихотворение А. Яшина «После дождя».

№14.   Понаблюдать за ручейками: где берут начало, где текут медленно, где быстро, отчего получается мутная вода, что в ней есть. Набрать воды и поставить в уголке природы для наблюдения за осадком.


                                     

                                   Опыт№1

Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов

Материалы: емкости с водой разной температуры, ванночка.

     Дети рассматривают ёмкости с водой. Взрослый предлагает выбрать воду для умывания куклы, выясняет, какой может быть вода ( горячей, холодной, тёплой ); какая нужна вода для умывания ( холодной водой умываться неприятно, горячей - можно обжечься, надо выбрать теплую воду ); как определить, какая вода в ведёрках ( потрогать не воду, а емкости; осторожно, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься ). Вместе с детьми взрослый выясняет, почему емкости имеют разную температуру ( в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по–разному ). Дети выливают тёплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый спрашивает у детей, где взять ещё теплой воды, если её не хватает (налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдают за изменениями воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода: она одинакова, так как без воды ёмкости быстро остыли. Взрослый обсуждает это с детьми.

Опыт № 2

«Окрашивание воды».

Цель: свойства воды. Некоторые вещества растворяются  в воде. Чем больше Выявить этого вещества, тем интенсивнее цвет.

Материалы: Стаканчики с водой, жёлтая и чёрная краски, кисточки, салфетки, игрушка киндер–сюрприз.

      Взрослый и дети рассматривают  в воде  игрушку киндер–сюрприз, выясняют, почему она хорошо видна (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает  окрасить стаканчики с водой самим. Далее дети погружают игрушку в стаканчик с жёлтой водой. Игрушка видна, но  не полностью. Затем дети опускают игрушку в стаканчик

с чёрной водой – игрушка не видна.

Вывод: в чёрной воде игрушку совсем не видно, а в жёлтой она немного видна.    

Опыт№3

В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет.

Взять два стакана с водой. В один из них положить обычный песок, и пусть попробуют его размешать. В другой насыпать сахарный песок, и размешать его. Что произошло? В каком стакане песок растворился? Напомните детям, что они постоянно

 размешивают сахар в чае. Если бы он не растворялся, то люди пили бы чай несладкий.

Опыт№4

Ветер по морю гуляет.

Цель: Обнаружить воздух.

Материалы: таз с водой, бумажный кораблик.

    Воспитатель опускает кораблик на воду, дует на него с разной силой. Дети наблюдают за движением кораблика. Выясняют, почему плывёт кораблик, что её толкает (ветерок). Затем проводится соревнования «Чей кораблик доплывёт быстрее до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы кораблик плыл быстрее и дольше. Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на кораблик.

Вывод: пузырьки образуются, если «вдувать» воздух, и тогда он поднимается из воды на поверхность.

Опыт №5.

«Буря в стакане»

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане). Предложить детям подуть в соломинку с большей силой. Проверить, что произойдёт - пена увеличится.

Опыт № 6.

У воды нет запаха.

Предложите детям понюхать воду и спросить, чем она пахнет, или совсем не пахнет. Пусть убедятся, что запаха нет. Подчеркните, что вода из крана имеет запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Опыт №7.

Вода прозрачная.

Перед детьми стоят стаканчики с молоком и чистой водой.  В оба стакана положены мерные ложечки или палочки.

В каком стаканчике они видны, а в каком нет? Спросить, почему в стаканчике с водой мы видим палочку, а с молоком нет?

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

                                         Опыт № 8.

                     Изготовление цветных льдинок.

Цель: Закрепить свойство воды, льда; развивать творческое  воображение.

Материалы: подкрашенная вода, формочки для льда.

Вместе с детьми сделать «клад», который найдут пираты.

Подкрашенную воду разлить по формочкам и вынести на мороз

Через некоторое время посмотреть, что случилось с водой ( на замёрзла). Спросить, почему вода замерзла?

Вывод: вода может быть не только в  жидком состоянии, а ещё в твёрдом.

Опыт №9.

«Тонет – не тонет».

Берём ёмкость с водой, опускаем предметы из различного материала. Наблюдаем, какие предметы тонут, какие держаться на поверхности.

Вывод: тяжёлые тонут, лёгкие остаются на поверхности.