Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возврата «Весёлая азбука»
Цель программы – освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает научить детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; овладения навыками точного произношения звуков; накопление словарного запаса; подготовку к обучению грамоте, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге.
Основные задачи связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность и инициативу в дальнейшем.
Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи. В первый год обучения на первый план выходит работа по воспитанию звуковой культуры речи и подготовке детей к обучению грамоте и письма. Во второй год обучения работа ведётся по обобщению накопленных знаний и умений, тренируется навык беглого чтения, составления рассказов и пересказ, отрабатываются теоретические понятия «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение», «буква», продолжается работа по закреплению навыков письма в тетради. Много внимания уделяется грамматической стороне речи.
В программе находят место и развивающие элементы. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом (веточки, пуговички, крупа и пр.) выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.
Предполагаемые результаты
- Развитие связной речи.
Дети овладевают умением
- Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.
- Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе
- Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту
- В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова
- Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме
- Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение
- В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.)
- Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.
- Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности
- Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.
Методическое обеспечение программы
В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение)
- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО)
- практический (игра, упражнения)
- Развитие словаря
- Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал
- Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)
- Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)
- Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)
- Знакомство с произведениями детской художественной литературы
- Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании
- Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали)
- Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям
- Проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное
- Звуковая культура речи
- Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка
- Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения
- Читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользоваться средствами интонационной выразительности (темп, ритм, логическое ударение)
- Подготовка к обучению грамоте и письма
- Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова
- Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове)
- Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове
- Определять место звука в слове
- Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком
- Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3-4 слов, делить предложении на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его . ! ? знаками
- Уметь различать понятия «звук», и «буква»
- Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске и тетради
- Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами
- Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма
- Грамматический строй речи
- Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей
- Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их
- Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов
- Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении
- Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_programma_podgotovitelnaya.docx | 39.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание образовательной программы / 2-ой год обучения / 6-7 лет | |||||
М Е С Я ц | Ознакомление с окр.миром. Знакомство с произведениями литературы. Развитие связной речи | Подготовка к обучению грамоте. Обогащение словаря | Формирование грамматической стороны речи | Подготовка к освоению письма | Цели |
О К Т Я Б Р Ь | 1.«Осень в городе настала» - беседа о сезонных изменениях в природе и жизни животных. | Текст. (начало, кульминация, конец; главная мысль, оглавление, художественные средства выразительности). | Составление предложений по заданным схемам. |
|
|
2. рассматривание картин осенней тематики «Золотая осень», «Поздняя осень», «Осень в саду», «Осень в лесу». | Предложение - слово Использование заглавной буквы в начале слова. |
|
|
| |
3.Е.Чарушин «Лисята» пересказ | Слово – как единица речи. |
|
|
середина, конец.
| |
4.Как звери и птицы готовятся к зиме? | Составление звуковых схем слов. |
|
| ||
5.Жизнь дана на добрые дела (А. Митт «Шар в окошке »). | Слово –эпитет. |
|
| ||
6.Звук. Буква. | Игры «Живые звуки» «Назови слова со звуками ….». |
|
| ||
7-8 Чтение слогов и слов с пройденными буквами. | Игра «Телеграф» Игра «Назови пару» Игра «Какой звук заблудился?» | Игры «Кто внимательный?». «Цепочка слов». |
|
| |
Н О Я Б Р Ь |
Буква Ж. | Насекомые (заучивание песенок и прибауток). | Составление и анализ предложения. |
|
|
2-3 Звуки Ж-З Ж-Ш. | «Жадная душа - без дна ушат» (Я. Аким «Жадина»). Игра «Какая буква в начале слова?». |
|
Чтение слоговой таблицы и слов. |
| |
4. Упражнение в чтении. | Игра «Схемы заблудились». Игра «В каком вагоне кто едет?». |
|
| ||
5. Рассказывание по картинкам сюжетных серий. | Игры и упражнения на понимание значения слова. |
|
|
| |
6-7 Буква Е | «Для чего говорят «спасибо». В. Сухомлинский. Чтение. Беседа Учим пословицу Делу время, а потехе час |
| Печатание букв Ее. Изображение ели, ежей
|
| |
8-1 Буква Ь | Отгадывание ребусов, анограмм Речевые игры | Игровое упражнение «Кто что делает? Игра «Различай были и небылицы». |
|
| |
2.Закрепление звуков Д, Т, И, И и букв Д, Т, И, И, Ь в конце и середине слова. | Игра «Озорные звуки». | Отработка артикуляции гласных и согласных звуков | Индивидуальная работа по разрезным азбукам. (Составить из букв отгадки на загадки) |
| |
3.И.Никитин «Встреча зимы» - наизусть беседа о сезонных изменениях в природе | Слово – предмет Игра «Подбери картинку» | Многозначные слова. Однозначные слова | Штрихование в тетради |
| |
4.Составление творческих рассказов (о проведённом дне, смешном случае) | Узнавание слова по его характеристике, о предмете или явлении | Обучение сложносочинённым конструкциям построения предложений |
|
| |
5-6 Буква Я |
сказки Л.Н.Толстого «Лягушка и мышь».
|
|
| Познакомить с гласным и его обозначением. Учить писать печатную букву Я. Упражнять в чтении парных слогов МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ……. Знакомство с условным обозначением мягкого согласного– ЗЕЛЕНЫЙ КВАДРАТ. | |
7.Упражнение в чтении | Игровые упражнения со словами («Доскажи словечко», «От слова до слова», « О чём речь?», «Придумай своё слово» |
|
| ||
8.К.Ушинский «Проказы старушки зимы» (пересказ с изменением окончания) | Слово – действие | Похожие слова- (подбор синонимов к словам) | Печатание слов и предложений |
| |
1.р-н. сказки «В гостях у дедушки Мороза» | Слово – признак | Устойчивые словосочетания. Согласование слов в роде, числе, падеже | Творческое задание на изображение сюжета |
| |
Я Н В А Р Ь | 2.Составление рассказов «Подарки от Деда Мороза» | Ударные – безударный слог | Слова – обобщения. Игра «Четвертый лишний» | Работа в кассе букв и слогов |
|
3-4 Буква Ю |
|
|
|
| |
5. Г. Андерсен «Снежная королева» (прослушивание отрывка. ) | Гласные – согласные звуки Твёрдые – мягкие звуки |
|
|
| |
6. Рассматривание картины «Как дети спасли птиц зимой» | Звонкие – глухие звуки Игра «Найди пару» Чтение прямых и обратных слогов по магнитной азбуке с | Составление словосочетаний |
|
| |
7-8. Буква Ё |
| Игровое упражнение «Дополни предложение», |
|
| |
Ф Е В Р А Л Ь | 1-2 Упражнение в чтении. Буквы Е, Ё | Игры «Рифмы» «Кто у кого» |
|
| |
3. Специальные машины – помощники. Беседа | Самосвал, газонокосилка, бетономешалка….- новые слова. |
|
|
| |
4 С. Баруздин «Твоя работа» - чтение | Подбор выразительных средств языка («трудиться не покладая рук», «быть в поте лица», «как петухи») |
|
|
| |
5.Дом. Улица. Город. М.Пожарова «Маляры». | Узнавание образных выражений, выделение выразительных средств языка. Интонационное чтение. |
с уменьшительно – ласкательными суффиксами. |
|
с уменьшительно – ласкательными суффиксами. | |
6. Буква Ч Звук Ч | Занимательное упражнение «Почему появилась ошибка?» |
|
| Знакомство со звуком Ч - как с глухим согласным и мягким. Познакомить с буквой Ч Учить читать слоги со всеми гласными | |
7.Звуки Ч-С-Ш | Игры «Узнай звук» «Рассыпанное слово» |
|
|
| |
8.Буква Ц Звук ц |
|
|
|
| |
М А Р Т | 1 звуки Ц-Ч, Ц-С |
|
|
|
|
2 Буква Э |
|
|
|
| |
3.Е.Серова «Подснежник» - наизусть | Отгадывание загадок. |
|
|
| |
4. р.н. сказка «Снегурочка» -беседа |
|
|
|
| |
5.«Я помогаю дома» - составление рассказов из опыта | Звуковые схемы. Ударный слог. | Упражнение в согласовании местоимения с существительными |
|
| |
6.Этот сказочный мир цветов. Цветы вокруг нас – рассматривание картин | Выделение слогов у слова. Определение их местоположения (начало – середина – конец) | Игра «Чего не стало» |
|
| |
7. Буква Ф Звуки ф, фь |
С договариванием до целого слова Игра «Назови слова со звуком «Ф»» |
|
| ||
8. Звуки В – Ф. |
|
|
|
| |
А П Р Е Л Ь | 1.Упражнение в чтении | Игра «Киоск открыт» |
|
| |
2. Звук Щ Буква Щ | Правила дорожного движения А.Платонов «Улица полна неожиданностей» |
|
|
| |
3 Звуки Щ-С, Щ-Ч | Шипящие и свистящие звуки Игра «Звук заблудился» |
|
|
| |
4. «Половодье» (составление рассказов со своим окончанием) | Игра «Перевёртыши» |
|
| ||
5.Н.Сладков «Весенние ручьи» - рассматривание картины |
|
|
|
| |
6. Буква Ъ | Игра «Путешественники» |
|
|
| |
7.двойные согласные. Алфавит |
|
| |||
8. Повторение | Игра «Составим отгадку» |
|
| ||
М А Й | 1.И.Токмакова «Весна» - наизусть | Активизация использования в речи слов с уменьшительно -ласкательными суффиксами | Игра «Угадай-ка» |
|
|
2 Лексические игры и упражнения | Игры за закрепление материала |
|
|
| |
3.Повторение | Работа с настольными играми |
|
| ||
4.З.Александрова «Букет» - творческое рассказывание | Использование выразительных средств языка |
|
| ||
5 Грамматические игры и задания | Игры на закрепление материала:
|
|
| ||
6. «Когда наступит лето» -рассказ – фантазия | Склонение числительных (два ведра; три утёнка) |
|
| ||
7. Упражнение в чтении | Игры на закрепление материала | Работа с настольными играми |
| ||
8.Е.Берестов «Лето, лето к нам пришло» - наизусть |
|
| |||