Артикуляционная гимнастика

Черненко Татьяна Владимировна

В начале нового учебного года я считаю очень важным обратить внимание родителей на важность артиуляционной гимнастики в коррекции нарушений речи. Необходимо мотивировать их, объяснить, что формирование правильного артикуляционного уклада - длительный процесс, требующий регулярных упражнений. Обязательно провожу мастер-класс "Артикуляционная гимнастика" на первом родительском собрании, чтобы родители имели четкое представление об упражнениях и могли помочь, подсказать, а иногда и проконтролировать ребенка. Привожу примерный коплекс, с которым знакомлю на этом мастер-классе.

Уважаемые родители!

Обратите, пожалуйста, внимание на то, как важно проводить с ребёнком артикуляционную гимнастику.

      Большую роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артику­ляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

      Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.

      Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необхо­димо ежедневно по несколько минут.

       Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.

      Темп выполнения и количество упражнений постепенно уве­личивается.

Примерный комплекс упражнений.

Лопаточка. Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Заборчик. Улыбнуться (зубы сомкнуты и видны). Удерживать губы в таком положении.

Трубочка. Вытянуть губы трубочкой вперед.

Конфета. Губы сомкнуть. Напряжённым языком упираться то в одну щеку, то в другую.

Почистим зубки. «Почистить» кончиком языка верхние зубы, затем нижние зубы с внутренней стороны (слева — направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!

Качели. Открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

Вкусное Варенье. Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю
губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!

Чашечка. Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

Лошадка. Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Грибок. Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Гармошка. Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке.

Барабанщик. Рот приоткрыть. Кончик языка за верхними зубами. Быстро произносить ряд звуков и стучать языком: д-д-д...