Проект« Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»
Патриотическое воспитание дошкольников- актуальная проблема в условиях современной России. Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Великой Отечественной войны.Патриотизм- это чувство любви к Родине, ощущение себя неотемленной частью Отечества, поэтому с дошкольного возраста необходимо вести работу по патриотическому воспитанию. Только в ходе систематической, целенаправленной воспитательной работе у детей будут сформированы гражданские и патриотические чувства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект« Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»
Актуальность проекта:
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Второй мировой войне все меньше и меньше. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, больше думаем и размышляем. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, это основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Чувство патриотизма проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном возрасте. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Патриотическая направленность проекта:
Обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.
Нравственная направленность проекта:
Обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Цель проекта:
Закрепление знаний о том, кто и как защищали нашу Родину в годы войны. Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей, и педагогов, через расширение общего кругозора. Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с героическими подвигами народа в годы Великой Отечественной войны.
2. Расширять представления детей об армии (в годы Великой Отечественной войны воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов) .
3. Развитие связной речи, через пересказ текстов, разучивание стихотворений о войне.
4. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны:
- воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории;
- формировать чувство гордости за воинов - защитников;
- воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание быть похожими на них;
5. Расширить музыкальный кругозор детей. Развивать интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной войны, познакомить с песнями о войне, созданными после Победы, показать взаимосвязь поэзии и музыки;
6. Расширить представление детей о чувствах человека и их выражении в поэзии.
7. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет.
8. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в ВОВ.
9. Воспитывать чувство гордости и уважения к родным, к людям, принимавшим участие в сражениях за Родину.
10. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
Принципы проекта:
Принцип историзма
Принцип гуманизации
Принцип дифференциации
Принцип наглядности
Принцип интегративности
Вид проекта:
Краткосрочный, коммуникативный, интеллектуально - познавательный, музыкально-художественный.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатели, и педагоги ДОУ, родители.
Области применения проекта:
Познавательно-речевое развитие
Социально-личностное
Художественно - эстетическое развитие
Музыкальное
Материально-техническое оснащение:
ТСО: компьютер, видео и звуковые файлы.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации, книги, презентации, плакаты, видеоматериалы.
Формы реализации:
Специально организованные занятия, беседы, дидактические игры, продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Опрос детей.
Рассматривание иллюстраций о ВОВ
Основной этап:
Проведение совместной деятельности
Знакомство с художественной литературой
Беседы «Они сражались за родину»
Просмотр презентаций и видео фильмов
Прослушивание музыкальных произведений
Художественно - творческая деятельность
Заучивание стихов по теме
Составление рассказов по теме
Рассматривание фотографий военных лет, наград (медалей, орденов), которыми награждали героев войны
Заключительный этап:
Проведение НОД «Этот день победы»
«Праздничное мероприятие посвященное Дню Победы»
Посещение с родителями праздничного шествия посвященного Дню победы, участие в марше «Бессмертный полк»
Продукты и результаты проекта:
Выпуск поздравительной газеты « С праздником Великой Победы дорогие ветераны»
Изготовление поздравительных открыток ко Дню Победы.
Выставка творческих работ и фотоматериалов из семейных архивов
«Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»
Презентация детских работ по теме «Рисуют мальчики войну»
Предполагаемый результат проекта:
Расширение кругозора и формирование представлений о подвигах советского народа, о защитниках отечество и героях Великой Отечественной войны;
Сформировано чувства гордости за стойкость и самоотверженность своего народа;
Сформировано осознанное внимательное и уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Пополнение словарного запаса детей.
Родители активно включились в процесс воспитания патриотических и культурно - исторических ценностей у детей.
Работа с родителями:
Консультация с родителями на тему «Ответственность поколений» для введения родителей в тему и задачи предстоящих мероприятий, с целью формирования и понимания важности реализации проекта в семейной педагогике и приобщения родителей к сотрудничеству при подготовке и проведении мероприятий программы проекта.
Сбор информации от родителей воспитанников о наличии в их семьях участников ВОВ, работников тыла.
Рекомендации по посещению с детьми музеев, мемориалов посвященных ВОВ.
Подбор методической литературы:
Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»: методические рекомендации – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
Битютская Н. П. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. - Волгоград: Учитель, 2013. – 207 с.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников»: пособие для педагогов дошкольных учреждений – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.
Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М,: Школьная пресса, 2010. – 64 с.
Казакова А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе» Москва 2010г.
Рубцова О славном подвиге народа- детям. Журнал «Дошкольное воспитание»
№ 5,1985-М, 125с
Материалы с сайтов интернета.
Подбор литературы для чтения детям:
С.Алексеев «Первый ночной таран», «Особое задание», «Выходное платье», «Злая фамилия»; С. Баруздин «Шёл по улице солдат»; Е. Благинина «Шинель»; А. Жариков «На земле, в небесах и на море»; М. Исаковский «Навек запомни»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», «Главное войско», «Твои защитники»; А. Кузнецов «Иришка – пулемётчица»; А Митяев «Почему армия родная», «Дедушкин орден», «Землянка», «Мешок овсянки»; А. Т. Трутнева «Победой кончилась война»
Подбор стихов для разучивание с детьми о ВОВ:
Н. Найденова «Пусть будет небо голубым»
М. Исаковский «Навек запомни»
Т. Шорыгина. «Праздничный салют»
Подбор пословиц, поговорок о мужестве, стойкости, храбрости:
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Герой за Родину горой!
Жить – Родине служить!
Если армия сильна, непобедима и страна.
Герои куют победу.
В жизни всегда есть место подвигам.
Герой умирает – о себе память оставляет.
Подбор видео- музыкальных произведений для прослушивания с детьми:
«День Победы», «Весна 45 года», «В землянке» ,«Катюша»,«С чего начинается Родина»,
«Тёмная ночь», «Алёша», «Ах, война»
Беседы с детьми и просмотр презентаций по темам:
«Солдат – победитель», «Войной, украденное детство»,
«Женщины и война», «Блокада Ленинграда», «Героизм тружеников тыла»,
«Что такое героизм», «Дорогие наши ветераны».
Подбор и просмотр видео фильмов о ВОВ:
«Битва за Москву», «Блокада Ленинграда», « Сталинград», « Курская дуга», «От Днепра до Одера», «Война в воздухе», « Партизаны», « Битва за Берлин».
Продуктивная деятельность с детьми:
Аппликация: «Георгиевская ленточка» « Гвоздики ветеранам».
Рисование: « Салют в честь Победы». « Открытки ко Дню Победы».
« Война глазами детей». « Я рисую мир»
Лепка: « Военная техника».
Конструирование:
Из бумаги: Пилотки, самолётики, кораблики.
Из строителя: Корабль, самолёт.
Из бросового материала: Танки
Сюжетно-ролевые игры:
«Мы – военные», «Моряки», «Почта»
Дидактические игры :
«Чья военная форма», «Что изменилось», «Найди свой род войск»