Дидактические игры с детьми по правилам пожарной безопасности
Домарева Елена Николаевна,
воспитатель,
МБДОУ ДС № 14 «Солнышко»
Старооскольского городского округа
Дидактические игры с детьми по правилам пожарной безопасности
Дошкольники – это маленькие первооткрыватели. Желание постоянно познавать мир часто сталкивает их с реальными опасностями, и одна из них – угроза пожара. Число детей, пострадавших в пожарах, растет с каждым годом. У многих малышей отсутствуют навыки правильного поведения в опасных ситуациях. По этой причине занятия, связанные с пожарной безопасностью, в дошкольном учреждении сегодня становятся важной частью педагогического процесса. Лишь систематическая, планомерная образовательная деятельность, подкреплённая содействием родителей, способна сформировать у малышей прочные знания, которые помогут сохранить им здоровье, а, возможно, и жизнь.
Незаменимым помощником воспитателя при работе с детьми по теме пожарной безопасности являются различные игры.
Дидактические игры - это один из главных средств воспитания детей. При помощи игры ребенок может смоделировать ситуацию, проиграть ее, учиться находить решение в той или иной ситуации самостоятельно. В процессе игры мы закрепляем правильные правила поведения, систематизируем и углубляем знания по предметам, развиваем речь и пополняем словарь, формируем нравственные качества.
Детские игры многообразны по содержанию. Они имеют готовое содержание, установленную схему действий. Главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил.
Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».
Цель: формировать умения детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара.
Ход игры. Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например, свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.
Дидактическая игра «Что нужно для пожарного щита?»
Цель: дать детям представление о пожарном щите (об орудиях труда для борьбы с пожаром).
Дидактическая игра «Что нужно пожарным?»
Игровая задача: быстро и правильно подобрать нужные предметы
Дидактическая игра «Разговор по телефону»
Цель: формировать навыки детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.
Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).
Дидактическая игра «Назови причины пожара»
Цель: формировать знания о причинах пожара.
Ход игры: из предложенных воспитателем сюжетных картинок ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
Дидактическая игра «Огонёк всегда такой — и хороший, и плохой»
Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня.
Ход игры: ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, свеча и т.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.
В процессе игр дошкольники должны уяснить три ключевых понятия: сам пожар (его разрушительное воздействие на человека и природу), его причины и последствия (потеря жизни, здоровья, имущества, ущерб природе).
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с огнем!
Список литературы:
1. Саво И.Л. «Пожарная безопасность в детском саду» Детство-Пресс, 2013.
2. Шинкарчук С.А. «Правила пожарной безопасности для дошкольников» Литера, 2012.
3. Шорыгина Т.А. «Пожарная безопасность для детей» Сфера, 2007.