Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников
Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников
Домарева Елена Николаевна,
воспитатель МБДОУ ДС № 14 «Солнышко».
г. Старый Оскол
Аннотация: в данной статье представлены игровые технологии по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, направленные на формирование и развитие личности, гражданина и патриота Родины.
Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. За последнее время вследствие продолжительных кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни произошёл спад в деятельности воспитания нового поколения. Большую тревогу вызывает одно из основных направлений данной деятельности, которое связанно с созданием условий для воспитания и развития личности не просто гражданина, но и патриота России. Поэтому важной и актуальной становиться проблема патриотического воспитания детей.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются: создание педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников посредством включения краеведческого материала в игровую деятельность; формирование нравственных правил и норм поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное отношение к коренным жителям нашего региона, позитивное восприятие национальных различий, языка, традиций.
В условиях ломки нравственных идеалов российского общества, где ценными являются материальные интересы, а не духовные и нравственные, резко снижается воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.
Воспитывая будущее поколение, мы должны не забывать, что обществу нужен
здоровый, полный сил и энергии создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны. История человечества свидетельствует, что любая страна может выдержать самые суровые испытания, пока живы традиции, и историческая память. Наша современная жизнь показывает и доказывает, что необходимо возвращаться к приоритетам любви к родине и отечеству. И этот процесс необходимо начинать с раннего возраста, посредством воспитания любви и уважения к своей Родине.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют наши дети». Педагог должен правильно организовать игры, которые приносили бы максимальную пользу. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильности дидактической задачи.
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Данные игры могут использовать не только педагоги, но и родители в период свободной деятельности детей.
ИГРЫ С МАТРЕШКАМИ.
Д/и «Восстанови порядок».
Задача: дать понятия детям о народной игрушке - матрешке и умение отличать фигурки по их величине.
Д/и «Найди пару».
Задача: формировать умения находить пару из предложенных матрешек по их определенным признакам.
Д/и «Составь матрешку».
Задача: развивать умение составлять матрешку из двух и более частей.
Д/и «Укрась платье матрешки».
Задача: развивать умения детей подбирать элементы узора к наряду матрешки.
Д/и «Найди лишнее».
Задача: развивать умение детей самостоятельно находить лишнюю игрушку по определенным признакам.
СИМВОЛЫ РОССИИ.
Д/и «Найди тень».
Задача: формировать умения узнавать символ России находить его тень.
Д/и «Узнай символ».
Задача: формировать знания детей о символах России (матрешка, береза, медведь и т.п.).
Д/и «Дерево- символ России».
Задача: способствовать умению детей выбирать из знакомых деревьев символ России.
Д/и «Игрушка-символ России».
Задача: способствовать умению детей находить из игрушек (предметов) символ России (матрешку).
Д/и «Найди символ России среди животных».
Задача: расширять знания детей о роли животного – медведя, как о могучем символе России.
Д/и «Музыкальные инструменты».
Задача: формировать знания о русских музыкальных инструментах и роли балалайки, как символа России.
ГЕРБ И ФЛАГ.
Д/и «Найди флаг»
Задача: формировать представления детей о государственных символах России (флаг, герб).
Д/и «Составь флаг».
Задача: формировать умения детей отличать и составлять флаг своей страны и дружественных с ней стран (из частей).
Д/и «Составь картинку».
Задача: способствовать умению составлять картинку флага своей страны, города, области; закреплять знания основных цветов данных флагов.
Д/и «Найди герб».
Задача: формировать знания о гербе своей страны (города, области), закреплять знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Д/и «Составь картинку герба».
Задача: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Д/и «Герб России».
Задача: закрепить умения собирать герб из мозаики.
Д/и «Флаг и герб».
Задача: способствовать умению соединять герб и флаг страны, города, области.
Д/и «Русский костюм».
Задача: познакомить детей с русским национальным костюмом, его особенностями.
Д/и «Флаг, герб, костюм».
Задача: формировать умение детей подбирать флаг, герб и костюм определенной страны.
Д/и «Подбери семейку».
Задача: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора флага, герба, костюма, президента определенной страны.
Д/и «Народы России».
Задача: формировать понятие «народы России», воспитывать уважение ко всем нациям.
Д/и «Главные люди страны».
Задача: знакомить детей со знаменитыми людьми города, области, страны.
Д/и «Флаги и народы».
Цель: расширять представление детей о разных странах и их флагах, прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями.
КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ.
Д/и Составь узор».
Задача: знакомить детей с народными промыслами, закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, называть элемент росписей, прививать интерес к русским традициям.
Д/и «Укрась пирог к празднику».
Задача: формировать понятие о русских обычаях и традициях.
Д/и «Укрась яйцо».
Задача: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Д/и «Назови праздник».
Задача: закреплять знания детей о праздниках России, используя картинки.
Д/и «Капитаны».
Задача: формировать представления о российских воинах.
Д/и «Русские богатыри».
Задача: знакомить с героями былин (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
Д/и «Я имею право».
Цель: расширить область правовых знаний детей.
Литература:
1. Андреева Н. Ф. «Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. - №1. – 2005.
2. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: // «Управление ДОУ». – №8–2006.
3. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005.