Собственная методическая разработка по лексической теме:"Дикие животные"(средняя группа)

кудрявцева светлана викторовна

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Дикие животные»

Группа детей по структуре  речевого нарушения :

 Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития). Стертая дизартрия.

Возраст:  4 года

Тема: «Дикие животные»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное .

Цель: практическое усвоение  детьми  словаря  темы «Дикие животные», закрепление способов словоизменения и словообразования на материале имен существительных выбранной лексической темы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать представления об образе жизни и повадках диких животных;
  • уточнять и расширять словарь по теме (медведь, волк, лиса, заяц);
  • совершенствовать грамматический строй речи (падежные формы, образование имен существительных- названий детенышей).

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, зрительное и слуховое внимание;
  • корректировать слоговую структуру слова;
  • развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать интерес к живой природе, доброжелательность, отзывчивость, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.

 

Планируемые результаты:

  • дети имеют представления об образе жизни диких животных, используют в активной речи названия диких животных, их детенышей, их жилищ в разных грамматических формах; активно и доброжелательно взаимодействуют между собой и с взрослыми.

 

Оборудование:

 Лесовичок(мягкая игрушка),пособие «Волшебный телевизор»; мягкие игрушки (белка, заяц, лиса, волк);  кружки зеленого и красного цветов («светофоры»);  набор кубиков по числу детей с изображениями детенышей животных на сторонах; мисочки с угощением для зверей; платок; волшебная коробочка с двойным дном; пособие «Жилища животных»; палочки (по 2 на каждого ребенка); дом для зайца.

Ход занятия:

1.Организационный момент.Создание проблемной ситуации.

Логопед (Л.): - Доброе утро! Сегодня к нам в гости пришел  Лесовичок. Утром он, как обычно, проснулся и стал придумывать, чем бы ему заняться. Сначала он решил включить телевизор, но вот беда – на экране ничего не видно, только чьи- то тени…. Может вы поможете Лесовичку разглядеть, что показывает телевизор?

2. Актуализация словарного запаса по теме. Практическое закрепление навыков словоизмененияи словообразования.

Рассматривание силуэтов диких животных. Употребление имен существительных в винительном падеже.

Л.: - Давайте каждому из вас по очереди Лесовичок даст лапку и вы будете ему подсказывать. Кого ты видишь?

Дети(по очереди): - Волка. Медведя. Лису. Белку. Зайца. Ежика.

(Называя животное, ребенок берет его цветное изображение, которое прикрепляет к силуэтному изображению животного).

Игра с флажками. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.

Л.: - Лесовичок еще только учится говорить, поэтому иногда он путает слова. Давайте покажем Лесовичку когда он говорит правильно, а когда ошибается. Если он произнесет слово правильно – поднимите зеленый флажок, если  ошибся – красный.

Мишка-миска. Лиза-лиса. Майка-зайка. Ёжик-ножик. Белка-булка. Волк-полка.

Лесовичок очень рад, все вместе мы починили телевизор. Посмотрите на экран. Кто это? Как назвать одним словом?

Дети:  - Это дикие животные.

Л.: - Лесовичку очень хочется поближе познакомиться и подружиться  со зверями. Но где же нам их встретить? Где они живут?

Дети: -В лесу.

Л.: - Правильно, они живут в лесу, сами добывают себе еду.

Игра в кубики.Образование существительных множественного числа родительного падежа с суффиксами –ат,-ят. Совершенствование зрительно-моторной координации.

Л.: - Давайте отправимся в лес. Вы не боитесь? Молодцы! Лесовичок возьмет свой рюкзачок – и вперед!

Повернулись, покружились и в лесумы очутились. Кто первый нам встретился? Правильно, это лиса.

Идет по лесу лиса.

Лиса-рыжая краса.

Всех зверей она хитрей,

Шубка теплая на ней!

Лисонька предлагает поиграть с ней в кубики. Садитесь на ковер. Найдите на своем кубике подходящую картинку.

У меня лиса, а у вас много..

Дети: - Много лисят.

У меня волк, а у вас много..

Дети: - Много волчат.

У меня белка, а у вас много..

Дети: - Много бельчат.

У меня заяц, а у вас много..

Дети: - Много зайчат.

Употребление существительного в форме винительного падежа.

Л.: - Понравилось вам играть в кубики? И Лесовичку тоже.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко.

Ну конечно, это …

Дети: - Белка.

Л.: - Белочка-хлопотунья, она за теплое лето в укромные места – дупла деревьев, трещины в коре – натаскала грибы, орешки. Всю зиму теперь будет есть!А сегодня белочка накрыла угощенье для лесных зверушек, да и про Лесовичка не забыла. (Открываю салфетку, под ней в мисочках – рыбка, пирожки, косточка, веточка дерева,  орехи).

Давайте вспомним, чем питаются дикие животные и подберем угощение для них. (Дети на ощупь под салфеткой определяют, что находится в мисочке.)

Что в твоей мисочке? Кого ты угостишь?

Дети: - Рыбка. Я угощу лису.

- Косточка. Я угощу волка.

- Пирожок.Я угощу Лесовичка.

- Веточка.Я угощу зайца.

(Последний ребенок обнаруживает вместо орехов в мисочке скорлупу.)

Л.: - Как вы думаете, что случилось?  (Выслушиваю ответы детей). Когда мы с вами накрыли платком мисочки с угощением, проворные мышата съели все орешки, осталась только скорлупа. Чем же нам теперь накормить белочку? (Выслушиваю предположения  детей). Хорошо, что у Лесовичка в рюкзаке есть волшебная коробочка. Давайте мы с вами поколдуем. Сложим в коробочку скорлупу, закроем. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем колдовать. (Коробочка открывается, внутри неё орешки.) Ура! Случилось чудо! Теперь нам есть чем угощать белочку! Чем мы угостим белочку?

Дети: -Орешками.

Употребление имен существительных в форме родительного падежа. Практическое усвоение названий жилищ животных.

Л.: - А зимой в лесу тихо. Когда холодно, все звери прячутся по своим жилищам.

Медведь живет в берлоге.

Лиса живет в норе.

Волк поселился в логове.

А белочка  - в дупле.

(По ходу прочтения открываю окошки на пособии, дети видят животных в их жилищах).

Л.: - Звери играют с вами в прятки. Вспомните, где находится каждое жилище. Берлога – это жилище кого?

Ребенок: - Медведя.

Нора – жилище кого?

Ребенок: - Лисы.

Логово – жилище кого?

Ребенок: - Волка.

Дупло – жилище кого?

Ребенок: - Белки.

Л.: - Лишь зайка, бедный зайка

Под кустиком сидит.

И хвостик его маленький

От страха весь дрожит.

Коррекция слоговой структуры слова.

Л.: - Вам жалко зайчика? Что мы можем сделать?(Выслушиваю предположения  детей). Давайте построим дом для зайца. Садитесь за стол. Возьмите палочки-молоточки. Будем забивать гвозди все вместе, начиная с левой руки. Животные нам будут помогать. Первой помогла лиса. Кто пришел на помощь первой? Ли-са (на каждый слог ударяем «гвоздь» «молоточком»).

Вторым поспешил строить дом волк. Назовем его ласково – вол - чок(на каждый слог ударяем «гвоздь» «молоточком»).

Потом прискакала шустрая белка. Бел-ка(на каждый слог ударяем «гвоздь» «молоточком»).

Забивал гвозди и сам зайчик. Зай-чик(на каждый слог ударяем «гвоздь» «молоточком»).

Посмотрите, какой дом для зайца у нас получился! Вам нравится? Какие молодцы мы, какие молодцы звери! Как же тепло и уютно будет жить в нем зайчику из нашей с вами сегодняшней сказки! Жаль, что настоящие зайцы обходятся совсем без дома.

3.Рефлексия.

Л.: - А Лесовичку пора возвращаться домой. Как вы думаете, что Лесовичок расскажет своей маме о новых лесных друзьях? (Выслушиваю ответы детей). В следующий раз мы попадем с Лесовичком  в другую сказку, а сейчас нам пора прощаться!

                                                                           

                                                                                 Составила: Кудрявцева С. В.