Детский исследовательский проект «В мире бабочек»
Детский исследовательский проект
«В мире бабочек»
АВТОРЫ ПРОЕКТА:
Воспитатель Чумак Е.В.
Музыкальный руководитель
Федотова Е.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Тема проекта
2. Постановка проблемы
3. Актуальность проекта
4. Вид проекта
5. Цель и задачи проекта
6. Интеграция образовательных областей
7. Гипотеза проекта
8. Ожидаемый результат
9. Предварительная работа
10. Этапы реализации проекта
11. План реализации проекта
12. Материально - технические ресурсы
13. Учебно – методические ресурсы
14. Результат проекта
- Тема проекта « В мире бабочек»
- Постановка проблемы: Проведя анкетирование среди родителей и побеседовав с детьми, мы пришли к выводу, что очень немногие знают бабочек, обитающих в нашем районе, поэтому решили исследовать окрестности Митино (территория детского сада, ландшафтный парк, лес, долину реки Сходня) и выявить различные виды бабочек. Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу.
- Актуальность проекта: Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые — это бабочки. Как только пригреет солнышко, и распустятся цветы, они начинают порхать с цветка на цветок и сразу бросаются нам в глаза. Красота и грация бабочки завораживает каждого, кто ее видит. Наверное, именно для этого она создана – постоянно удивлять и вызывать восхищение. Бабочка легка, прекрасна, но в то же время – очень, очень значима для природы и всего мира. Дети за ними с удовольствием наблюдают. Они вызывают у них восторг. Очень часто ребята стараются поймать бабочку и искренне удивляются, когда слышат, что делать этого нельзя. Поэтому у них возникло сразу несколько вопросов: как устроены бабочки, почему они такие разные, для чего в природе нужны бабочки? Что мы знаем о ней? Кто она? Что сулит нам прикосновение ее крылышек? От чего она защищает? И что хочет сообщить нам это крошечное создание, которое мы встречаем только в теплый период? Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила создать проект «Бабочки». Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников. Через его реализацию формируются нравственные нормы поведения направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, внимательными, научить любить природу.
- Вид проекта: исследовательский, подгрупповой (4 человека), краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель Чумак Е.В., музыкальный руководитель Федотова Е.А., дети подготовительной к школе группы № 8, родители.
- Цель проекта: формирование представлений о бабочках у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе; учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
- Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых бабочек, прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.
6. Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
7. Гипотеза проекта: Если взять гусеницу бабочки и поместить её в баночку, то со временем она превратиться в куколку, а затем в бабочку.
8. Предполагаемый результат: У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. дети будут уверенно отличать узнавать и называть насекомых и определять среди них бабочек. Смогут определять наблюдаемых бабочек и их названия по атласу. Овладеют информацией о бабочках как красоте и чуде природы. Будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения, питания, где и как зимуют насекомые. Будут знать цикл развития бабочки; находить сходства и различия. Узнают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям бабочки. Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Научатся изготовлять бабочек из материалов с помощью различных техник. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы. Дети научатся вести наблюдения за объектами живой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы (все живые организмы имеют равное право на жизнь; в природе все взаимосвязано; в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое). К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
9. Предварительная работа.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Бабочки»; знакомство с литературными произведениями: Л.Б. Стекольников «Необыкновенный махаон. Рассказы собирателя бабочек»; О.В. Кувыкина «Письма насекомых», «Синий махаон: рассказы о бабочках»; В.С.Мурзин «Бабочки»; разучивание стихов о бабочках, загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми); просмотр мультфильмов «Белая бабочка» (1981г), «Лунтик» (серия «Подарок для бабочки»), «Бабочка» (1972г), «Бабочка и тигр» (1978 г), «Уроки живой природы: бабочка»
10. Этапы реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на 2 недели с 16 по 30 октября.
№ п/п | Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Сроки |
1 | Выбор темы, постановка проблемы | Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей. | Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи. | 16-17 октября |
2 | Планирование | Помогает в решении задачи. «Модель трех вопросов» (что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?) Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта) | Объединение детей в рабочую подгруппу. Распределение амплуа | 17-18 октября |
3 | Сбор сведений. Обобщение полученных данных | Организовывает деятельность детей в образовательных областях, обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление | Формирование специфических знаний, умений, навыков. | 18-20 октября |
4 | Презентация (защита) проекта | Подготовка продукта деятельности к презентации. Представление. | Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. | 30 октября |
11. План реализации проекта.
Виды деятельности | Сроки | Результаты | Форма регистрации результата |
Настольные игры: Шнуровка «Бабочка», пазл «Под грибом» | 23-30 октября | Представление детей об окружающем мире | фото |
Консультация для родителей «Мир бабочки» | 18 октября | Заинтересованность родителей в разностороннем развитии детей | Конспект консультации |
Домашнее задание для детей и родителей (составление описательного рассказа о бабочках с детскими рисунками) | 20-23 октября | Содействие сотрудничеству детей и взрослых | Описательный рассказ с детскими рисунками. |
Подвижные игры: «бабочки», «бабочки и воробей» | 23-30 октября | Закрепление знаний о способах передвижения насекомых | Описание игр |
Выставка детских работ «Живые цветы» | 30 октября | Творческий продукт изобразительной деятельности | Фото выставки |
Беседа с детьми. Экологическая сказка «Чудесное превращение» | 19 октября | Знакомство с бабочками и их развитие. | Конспект беседы |
Презентация «Как появляется бабочка» | 19 октября | Получение знаний о способе размножения бабочек | Презентация |
Физкультурный досуг «В мире природы» | 18 октября | Закрепление знаний о способах передвижения насекомых | фото |
Итоговый НОД «Поляна бабочек» | 27 октября | Воспитание эмоциональной отзывчивости | Фото и конспект |
- Материально – технические ресурсы:
- проектор
- мультимедийные презентации;
- информация в СМИ;
- уголок природы в группе;
- Игротека;
- Методические и дидактические пособия, картотека.
13. Учебно - методические ресурсы: 1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». М.: Мозаика-Синтез, 2008 2. Виноградова Н.А. « Образовательные проекты в детском саду». Пособие для воспитателей. М.Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие) 3. Воронкевич О.А «Добро пожаловать в экологию!» СПб «Детство-Пресс», 2008 4. Гурина И.В. «Как появляется бабочка» 2000 5. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М.: ТЦ Сфера, 2005 6. Колпачникова О. В. «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников» Воспитатель ДОУ, 2009. - №3 7. Ламперт К. «Атлас бабочек и гусениц» 2003
14. Результатом проделанной работы является создание мини – музея «Чудо природы – бабочка»