Конспект занятия "Знакомство с лекарственными растениями"
Знакомство с лекарственными растениями.
Конспект занятия по экологии
в средней группе
воспитатель
Хала Н.Г.
Программные задачи:
Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах;
Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
Формировать умение ухаживать за растениями;
Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.
Демонстрационный материал:
Гербарий, фотографии лекарственных растений.
Ход занятия.
1.Вводная часть.
-Посмотрите внимательно, дети, что у меня в руках?
-Растения.
-Правильно. Сегодня мы поговорим о растениях. Давайте вспомним, что мы относим к растениям?
-Деревья, цветы и кустарники.
-Для чего нужны людям растения? (ответы детей)
- Молодцы. Без растений жизни на планете Земля не существовало бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают, лечится от болезней. Поэтому мы сегодня поговорим именно о лекарственных растениях.
2.Основная часть.
-Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров- лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Многие люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может и ваши родители или бабушки тоже собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку. Прежде чем идти их собирать, необходимо всё о них знать.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. -- Ребята, назовите мне знакомое вам лекарственное растение. (ответы детей)
- Я вам предлагаю поиграть в игру «Отгадай растение».
- Я буду загадывать загадки, а вы глазами на доске найдите картинку с отгадкой. Кто найдёт, поднимет руку.
-Стоят в поле сестрички, жёлтый глазок белые реснички (ромашка).
-Кто нашёл это растение?
-Это цветок ромашка, его белые лепестки обвивают ярко-жёлтый глазок.
-Правильно, это многолетний цветок, цветёт он в июле-августе. Все лекарственные свойства находятся в цветке. Ромашки растут на солнечных лесных опушках, полянках.
-Посмотрите дети на фотографию и на гербарий этого цветка. Вам нравится его красота? И людям оно очень нравится. Многие разводят ромашку у себя на клумбах, чтобы она лечила не только их кашель, но и радовала их душу своей красотой. Своей красотой ромашка привлекает и насекомых. Пчёлы, бабочки, шмели видят ромашку из далека и летят к ней за мёдом.
Послушайте следующую загадку.
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми.(мать- и- мачеха)
-Кто нашёл эту картинку?
-Это растение называется Мать и мачеха. А вы знаете почему оно так называется? У него с одной стороны листочек тёплый- мать, а с другой холодый-мачеха. Ещё лежит на земле снег, а цветы мать-и-мачехи покрывают проталинки. С конца марта до мая улыбаются они солнышку. Прячась лишь вечером или в пасмурный день. Также это растение дружит с насекомыми и очень полезно для людей. Полезно пить чай - для очищения лёгких. Если положить лист тёплой стороной на ранку, то она вытягивает из неё боль, красноту. Вот такое полезное это растение.
Вот ещё одна загадка:
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
-Свежие листья подорожника прикладывают к ранам, ссадинам, порезам.
Мы с вами поближе познакомились с тремя лекарственными растениями, а сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Полезные свойства лекарственных растений».
1- одуванчик- используется для восстановления аппетита;
2-крапива- останавливает кровотечение;
3- ромашка – успокаивает сердце и душу;
4 – подорожник – листик используется для заживления ран;
5 – липа – липовый чай пьют при простуде;
6 – календула – свежий сок применяют для ушибов и ожогов;
7 – черёмуха – отвар черёмухи пьют при расстройстве желудка;
8 – рябина – хорошо используется в косметике;
9 – шиповник – вкусный чай, маслом шиповника лечат ожоги;
10 – мать -и- мачеха – полезно пить чай для очищения лёгких.
Молодцы, дети, мы вспомнили свойства знакомых нам лекарственных растений и закрепили новые знания.
А кто мне скажет, какие лекарственные растения встречаются на территории нашего детского сада? (Липа, подорожник, чистотел, ромашка).
3. Заключительная часть.
Вот сколько много интересного мы сегодня узнали. У меня для вас есть сюрприз. Сегодня мы тоже о себе позаботимся. Мы будем пить чай с шиповником.
4. Итоговая работа.
Выставка рисунков с лекарственными растениями
Дополнительные загадки о лекарственных растениях:
**
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
**
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (одуванчик)
**
Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? (Чертополох)
**
С нею борются,
Не могут успокоиться,
Все кричат: "Беда, беда!"
Что в огороде? (Лебеда)
**
Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?-
Ароматная... (душица)
**
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой... (зверобой)
**
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)
**
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? (Чистотел)