Конспект занятия "Знакомство с лекарственными растениями"

Хала Наталья Геннадьевна

Знакомство с лекарственными растениями.

 

 Конспект занятия по экологии

 в средней группе

 воспитатель

                         Хала Н.Г.

 

Программные задачи:

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах;

Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

Формировать умение ухаживать за растениями;

Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.

Демонстрационный материал:

Гербарий, фотографии лекарственных растений.

 

Ход занятия.

1.Вводная часть.  

-Посмотрите внимательно, дети, что у меня в руках?

-Растения.

-Правильно. Сегодня мы поговорим о растениях. Давайте вспомним, что мы относим к растениям?

-Деревья, цветы и кустарники.

-Для чего нужны людям растения? (ответы детей)

- Молодцы. Без растений жизни на планете Земля не существовало бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать,  но также они помогают,  лечится от болезней. Поэтому мы сегодня поговорим именно о лекарственных растениях.    

  2.Основная часть.

-Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров- лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Многие люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может и ваши родители или бабушки тоже собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку. Прежде чем идти их собирать, необходимо всё о них знать.

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. --  Ребята, назовите мне знакомое вам лекарственное растение. (ответы детей)

- Я вам предлагаю поиграть в игру «Отгадай растение».

- Я буду загадывать загадки, а вы глазами на доске найдите картинку с отгадкой. Кто найдёт, поднимет руку.

                                                                                                     

-Стоят в поле сестрички, жёлтый глазок белые реснички (ромашка).

-Кто нашёл это растение?

-Это цветок ромашка, его белые лепестки обвивают ярко-жёлтый глазок.

-Правильно, это многолетний цветок, цветёт он  в июле-августе. Все лекарственные свойства находятся в цветке. Ромашки растут на солнечных лесных опушках, полянках.

-Посмотрите дети на фотографию и на гербарий этого цветка. Вам нравится его красота? И людям  оно очень нравится. Многие разводят  ромашку у себя на клумбах, чтобы она лечила не только их кашель, но и радовала их душу своей красотой. Своей красотой ромашка привлекает и насекомых. Пчёлы, бабочки, шмели видят ромашку из далека и летят к ней за мёдом.

Послушайте следующую загадку.

       Я знаменита не цветами,

       А необычными листами:

       То твердыми, холодными,

      То мягкими и теплыми.(мать- и- мачеха)

-Кто нашёл эту картинку?

-Это растение называется Мать и мачеха. А вы знаете почему оно так называется? У него с одной стороны листочек тёплый- мать, а с другой холодый-мачеха. Ещё лежит на земле снег, а цветы мать-и-мачехи покрывают проталинки. С конца марта до мая улыбаются они солнышку. Прячась лишь вечером или в пасмурный день. Также это растение дружит с насекомыми и очень полезно для людей. Полезно пить чай - для очищения лёгких. Если положить лист тёплой стороной на ранку, то она вытягивает из неё боль, красноту. Вот такое полезное это растение.

Вот ещё одна загадка:

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

-Свежие листья подорожника прикладывают к ранамссадинампорезам.

 

Мы с вами поближе познакомились с тремя лекарственными растениями, а сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Полезные свойства лекарственных растений».

1- одуванчик- используется для восстановления аппетита;

2-крапива- останавливает кровотечение;

3- ромашка – успокаивает сердце и душу;

4 – подорожник – листик используется для заживления ран;

5 – липа – липовый чай пьют при простуде;

6 – календула – свежий сок применяют для ушибов и ожогов;

7 – черёмуха – отвар черёмухи пьют при расстройстве желудка;

8 – рябина – хорошо используется в косметике;

9 – шиповник – вкусный чай, маслом шиповника лечат ожоги;

10 – мать -и- мачеха – полезно пить чай для очищения лёгких.

Молодцы, дети, мы вспомнили свойства знакомых нам лекарственных растений и закрепили новые знания.

А кто мне скажет, какие лекарственные растения встречаются на территории нашего детского сада?  (Липа, подорожник, чистотел, ромашка).

3. Заключительная часть.

Вот сколько много интересного мы сегодня узнали. У меня для вас есть сюрприз. Сегодня мы тоже о себе позаботимся. Мы будем пить чай с шиповником.

4. Итоговая работа.

Выставка рисунков с лекарственными растениями

Дополнительные загадки о лекарственных растениях:

**

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

**

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

**

Шарик нежно-голубой,

Хоть колючий, но не злой.

И в букете он не плох.

Кто такой? (Чертополох)

**

С нею борются,

Не могут успокоиться,

Все кричат: "Беда, беда!"

Что в огороде? (Лебеда)

**

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (душица)

**

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

**

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

**

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)