Конспект по познавательному развитию. "Знакомство с мелом"
Тема НОД: «Знакомство с мелом».
- Цель деятельности: продолжать формировать представления детей о памятниках природы родного края, развивать навык исследовательской деятельности (умение выявить качества и свойства мела через проведение опытов).
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о памятниках природы родного края.
- Продолжать формировать навык исследовательской деятельности: умение выявить качества и свойства мела через проведение опытов.
- Стимулировать познавательно-исследовательский интерес, привлекая детей к простейшим экспериментам.
Развивающие
- Развивать познавательные способности на полисенсорной основе: с помощью анализаторов - зрительного, тактильного, слухового и обонятельного.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов.
- Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
Воспитательные
- Воспитывать у детей любознательность, серьёзность при выполнении опытов.
- Формировать умение детей работать вместе, уметь прислушиваться к мнению других членов группы, соблюдать правила при проведении опытов.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Активизация словаря: лаборатория, научный руководитель, сыпучесть, твёрдость, растворимость. Развивать доказательную речь, умение чётко аргументировать свой ответ.
Предварительная работа:
- Рассматривание коллекции полезных ископаемых и минералов: поваренная соль, гранит, глина, камни. И др.
- Рассматривание и беседа по карте «Полезные ископаемые РФ»»
- Беседа с детьми о правилах безопасности при проведении опытов.
Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя:
оборудование: компьютер, столы и стулья по количеству детей.
демонстрационный и раздаточный материал: мел, камень, вода, ёмкости, доски, халаты, салфетки, лупы, заготовки (фото) гор, цветные мелки.
Используемые технологии (методы):
- ИКТ-технологии
- здоровьесберегающие
-игровые,
- ТРИЗ
-проблемное обучение и т.д.
Время занятия: 20 мин.
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Вводная часть (мотивация) | |
Воспитатель и дети заходят в зал. -Здравствуйте ребята. -Подойдите, посмотрите на экран. Знакома ли вам эта природа, эти горы, эта река? -Правильно. Это природа нашего города Вольска. Великая русская река Волга, белоснежные вершины меловых холмов, которые называют «Змеевы горы». - А знаете ли вы, какая легенда прячется в наших меловых холмах и почему их называют «Змеевы горы»? -Хотите узнать? -Тогда слушайте внимательно! (Воспитатель накидывает платок на плечи) Муз. «В гостях у сказки» Давным-давно в стародавние времена в окрестностях слободы Малыковки – будущего Вольска – жил огромный змей. Он разорял местные селения, пожирал домашний скот, не давал покоя местным жителям. Не находилось силы, способной победить проклятого змея. Все, кто отваживался на борьбу с ним, пропадали без вести. Так и жили люди, смирившись со своей бедой. Но вот один солдат, возвращался с военного похода и решил помочь людям. Решил змея хитростью взять. Вырыли яму глубокую, сверху бревна подпиленные положили. Заслышалось издалека шипенье страшное. Видит, ползёт огромный змей, по сторонам глазами стреляет, на солнце переливается, сам чёрный, а по бокам серые молнии. Не теряя времени, стал солдат его саблей рубить. Рубил, пока на мелкие куски не покрошил. Потом эти куски по всем деревням, что вдоль Волги, земле придали, и выросли холмы да горы. Их и по сей день зовут – «Змеевы горы» с вершинами меловых холмов. -Посмотрите, я приготовила макет горы, а вы знаете, что находиться внутри горы. Интересно? -Просуньте руки внутрь и на ощупь определите: что это? - Ребята, скажите с каким материалам мы будем работать и приглашаю отправиться в лабораторию. -Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать в лаборатории.(Правила) -А сейчас «Раз, два, три - повернись и в учёных превратись». -Теперь вы ученые, а я - ваш научный руководитель. -Учёные, пожалуйста, подойдите к столу оденьте специальную одежду и займите свои места. Определение цвета и формы. -Ученые, посмотрите на камни и скажите какого они цвета? - Всели камни одинакового цвета? - Уважаемые учёные, какой можно сделать вывод о свойствах камней?
Определение размера. -Учёные, посмотрите внимательно все камни одинакового размера?” -Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. - Учёные, какой важный вывод о размерах камней? Определение характера поверхности. -Учёные, пожалуйста, погладьте каждый камешек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Что вы можете сказать?
|
Ответы детей.
Предположительные ответы детей.
Предположительные ответы детей. Дети подходят к столу с приготовленным оборудованием, надевают фартуки, занимают свои места. Предположительные ответы детей.
Предположительные ответы детей.
Предположительные ответы детей.
|
Основная часть | |
-Уважаемые ученые, послушайте загадку и скажите, с каким материалом будем дальше работать. Он лежит в моей руке. Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске, Белят потолки и печки. Растворяется легко: Опусти комочек в речку — утечет как молоко. -Ученые, найдите мел на своих подносах и рассмотрите его внимательно. Какого он цвета? -Мел такой же, как и камень? - Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками. -Ученые, мел твердый, но он мягче камня. Когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он — хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите? Что сделал мел? -Что осталось на руках после мела? Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой. -А теперь, пожалуйста, попробуйте провести полоску камнем. Такой ли след он оставляет? -Сейчас предлагаю немного отдохнуть. Физминутка. Игра “Гора и камешки”. Звучит спокойная музыка. Стоит гора – старушка- До небес макушка, Ее ветер обдувает, Ее дождик поливает. Стоит гора, страдает – Камешки теряет. И каждый день, и каждую ночь Катятся, катятся камешки прочь. -Возвращаемся на свои рабочие места. Рассматривание через лупу. -Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся прибором. -Знаком ли вам этот прибор? -Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.) -Чтобы лучше видеть нужно лупу отодвинуть от камня на расстояние и посмотреть на него. -Уважаемые ученые, что интересного вы увидели? -А сейчас я предлагаю рассмотреть мел под лупой, что вы видите? -Что они вам напоминают? Посмотрите, внимательно, а на что похожи эти дырочки и травинки? ( Молюски, ракушки). - Мел — это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это — полузатвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов. -А как вы думаете, где мы с вами можем узнать откуда в Вольске морской ил? Правильно в музее. При желании вы можете с родителями посетить музей. Плавучесть. -Уважаемые ученые, давайте посмотрим, как будет вести себя камень в воде? Осторожно опустите камень в воду. Что вы видите? - Что вас удивило? В камнях есть воздух. А теперь в другую емкость с водой мел. - Какая была вода? - Что произошло с водой, в которой находиться мел? -Почему она помутнела? - Как вы считаете, что это означает? Мел оставил осадок. -Какой вывод вы можете сделать? Да, мел растворяется. -А давайте вспомним, когда опустили камень, что происходило с водой? С камнем?
-А как вы думаете, как мел используется еще человеком? - Мел нужен не только для рисования. Натуральный мел используют в сельском хозяйстве для обработки почв и подкормки животных, в промышленности — для производства цемента и извести. Мел — составная часть зубных порошков и паст. Мел идет на изготовление художественных красок, школьных мелков. А сейчас «Раз, два, три- повернись и в ребят превратись». -Посмотрите, я приготовила для вас цветные мелки. - Что вам напоминают цвета? Правильно, конечно радугу после дождя. Давайте нарисуем с вами радугу над нашими «Змеевыми горами», над нашим любимым городом Вольском. -Ребята, давайте разложим наши работы в ряд. Посмотрите, какая гряда Змеевых гор у нас получилась. «Змеевы горы» протянувшуюся почти на 50 км вдоль р. Волги от Вольска районе до Воскресенска. |
Предположительные ответы детей.
Дети поворачиваются по кругу и выполняют движения в соответствие с текстом. Поднимаются на носки Обмахивают себя кистями рук Встряхивают кистями рук. Прикладывают ладошки к щекам. Качают головой Дети разбегаются и присаживаются Дети возвращаются на свои места.
Крапинки, дорожки, углубления, ямочки ,узоры
Предполагаемые ответы детей.
Дети рисуют радугу на своих листах. |
Заключительная часть (рефлексия) - Ребята, что мы узнали нового и интересного про мел? -Ребята, какой опыт вызвал у вас затруднения? -Что вы можете сказать о свойствах мела? -А я вам хочу подарить на память книгу сказок о камнях. Поверьте, это очень интересно.
|