Развитие эмоций в дошкольном возрасте
Эмоция - эмоциональный процесс средней продолжительности, которая отражает субъективное оценочное отношение к имеющимся или вероятным ситуациям. Эмоции различают от других видов эмоциональных процессов: настроений, чувств и аффектов [13, с. 221].
Исследования, которые посвящены рассмотрению эмоционального развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими зарубежными и отечественными исследователями и учеными (В.К. Вилюнас, Г.М. Бреслав, П.В. Симонов, Я.З. Неверович, К.Э. Изард, А.В. Запорожец и др.).
Особую роль в психологическом развитии детей дошкольного возраста занимают эмоции, развитие эмоционально-личностной сферы. С возрастом у дошкольника происходит последовательное усложнение эмоциональных механизмов, которые представляют собой замкнутую структуру. Можно выделять несколько ступеней усложнения эмоционального развития - эмоциональные реагирование, регуляция и дифференциация.
Общие линии развития чувств и эмоций Я.Л. Коломинский описывает: формирование высших чувств на основе эмоций, формирование эмоциональных состояний в связи с изменением ситуаций жизни ребенка, в русле личностных новообразований становление чувств и эмоций. Развитие чувств и эмоций в онтогенезе обладает определенные закономерности [8].
1. Вначале в онтогенезе появляются эмоции, которые отражают простейшие переживания, соединенные с удовлетворением естественных потребностей (уровень аффективно-эмоциональной чувствительности, который связаны по преимуществу с органическими потребностями). Данные эмоции имеются и у животных. Но простейшие эмоции дошкольника от простейших эмоций животных нужно отличать, так как форма их проявления обладает у человека социальный характер.
2. Развитие эмоций совершается, как их дифференциация, как обогащение переживаний.
3. Развитие чувств у дошкольников происходит как обобщение эмоций, которые направлены на определенный объект.
4. Процесс развития эмоциональной сферы дошкольника характеризуется постепенным отделением субъективного отношения от объекта переживаний.
5. В детстве случается развитие содержательной и динамической сторон чувств и эмоций [8, с. 262].
Ребенок до середины детства тесными эмоциональными связями связан с родителями (или людьми, которые их заменяют), он погружен в данные чувства и еще не может их анализировать.
Важнейшую роль в генезисе эмоций и чувств у дошкольника играет его практическая деятельность, в ходе которой он входит в реальные взаимоотношения с окружающими людьми и вещами и усваивает созданные обществом идеалы и ценности, овладевает правилами поведения и социальными нормами [10, с. 15].
В эмоциональной сфере изменения связаны с развитием познавательной деятельности, а в эмоциональные процессы включение речи снабжает их интеллектуализацию, они осознанными становятся. Развитие интеллектуальных чувств соединено со становлением познавательной деятельности. По мере развития эмоционально-волевой сферы появляется возможность перехода к сложной опосредованной деятельности. Именно в данный период должна случиться перестройка мотивации поведения, что выражается в возможности подчинить эмоции и интересы в учебной деятельности, так и случается в период достижения определенного уровня
зрелости эмоционально - волевой среды. Данное приводит к формированию способности критически причисляется к собственной деятельности, разработать целенаправленный контроль и внутренний план действий. Таким образом, вырабатывание эмоциональной регуляции является существенным фактором в построении и развитии психической деятельности.
Общение с окружающими вырабатывает, развивает эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций начинается в условиях общения ребёнка с другими людьми. ( М.И. Лисина ) [18, с. 90]
Существенное место в развитии личности ребенка занимают эстетические чувства: чувства безобразного и прекрасного, чувство комического, чувство ритма, чувство гармонии. В дошкольном возрасте сходные художественные впечатления существенно обогащаются. Развитие эстетических чувств неразрывно связано с нравственным формированием ребенка. Это приписывается тем, что эстетические чувства могут появляться у малыша и в процессе его повседневного общения с окружающим миром.
Благоприятные условия для возникновения многообразных развития и эмоций чувств основывает деятельность ребенка.
Важную группу эмоциональных переживаний, непринужденно связано с деятельностью ребёнка, дают так называемые практические чувства (чувства, которые вызваны деятельностью, её успехом и неуспехом, трудностями в окончании и реализации). Наблюдения А.Д. Кошелевой предъявили такую закономерность: успех в деятельности ребёнка вызывает яркие положительные эмоции, но они могут проявляться не бурно, а у этого неуспех же кое проявление неудовлетворенности . Неприятные переживания, которые связаны с любым видом деятельности, могут в памяти ребёнка сохранятся довольно долгое время, тогда ребёнок начинает терять уверенность в собственных силах, бояться нового задания.
У некоторых детей в результате неудач начинается постоянное отрицательное отношение к деятельности с элементами
агрессивных реакций, которые адресуются трудному действию, предметам [24, с. 78].
В старшем дошкольном возрасте случается развитие социальных эмоций.
Социальные эмоции являются переживанием человеком своего отношения к окружающим людям; появляются, проявляются и формируются в системе межличностных взаимоотношений.
В ряде психологических исследований, которые проводимы под руководством T.Д. Марцинковской, проявлено, что у старших дошкольников высокий уровень развития социальных эмоций позитивно коррелирует с высоким уровнем интеллекта, в группе детского сада с лидирующим положением ребенка. Определено, что социальные эмоции воздействуют на характер общения дошкольников со сверстниками, их связь с развитием эмотивностью детей и базовых эмоций. Потому данный вид эмоций разрешает облегчать не только процесс вступления ребенка в общество, но и процесс понимания себя, своих отношений с другими людьми, а также лучше оценить себя, собственные переживания и сформулировать их в приемлемой для этого общества форме [26, с. 212].
Таким образом, в дошкольники способны к достаточно тонкому отличию эмоциональных состояний человека по его экспрессии, выражают интерес к внутреннему миру, личностным качествам сверстников и взрослых, чему в существенной мере содействует развитие внеситуативных форм общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 15.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие эмоций в дошкольном возрасте»
Эмоция - эмоциональный процесс средней продолжительности, которая отражает субъективное оценочное отношение к имеющимся или вероятным ситуациям. Эмоции различают от других видов эмоциональных процессов: настроений, чувств и аффектов [13, с. 221].
Исследования, которые посвящены рассмотрению эмоционального развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими зарубежными и отечественными исследователями и учеными (В.К. Вилюнас, Г.М. Бреслав, П.В. Симонов, Я.З. Неверович, К.Э. Изард, А.В. Запорожец и др.).
Особую роль в психологическом развитии детей дошкольного возраста занимают эмоции, развитие эмоционально-личностной сферы. С возрастом у дошкольника происходит последовательное усложнение эмоциональных механизмов, которые представляют собой замкнутую структуру. Можно выделять несколько ступеней усложнения эмоционального развития - эмоциональные реагирование, регуляция и дифференциация.
Общие линии развития чувств и эмоций Я.Л. Коломинский описывает: формирование высших чувств на основе эмоций, формирование эмоциональных состояний в связи с изменением ситуаций жизни ребенка, в русле личностных новообразований становление чувств и эмоций. Развитие чувств и эмоций в онтогенезе обладает определенные закономерности [8].
1. Вначале в онтогенезе появляются эмоции, которые отражают простейшие переживания, соединенные с удовлетворением естественных потребностей (уровень аффективно-эмоциональной чувствительности, который связаны по преимуществу с органическими потребностями). Данные эмоции имеются и у животных. Но простейшие эмоции дошкольника от простейших эмоций животных нужно отличать, так как форма их проявления обладает у человека социальный характер.
2. Развитие эмоций совершается, как их дифференциация, как обогащение переживаний.
3. Развитие чувств у дошкольников происходит как обобщение эмоций, которые направлены на определенный объект.
4. Процесс развития эмоциональной сферы дошкольника характеризуется постепенным отделением субъективного отношения от объекта переживаний.
5. В детстве случается развитие содержательной и динамической сторон чувств и эмоций [8, с. 262].
Ребенок до середины детства тесными эмоциональными связями связан с родителями (или людьми, которые их заменяют), он погружен в данные чувства и еще не может их анализировать.
Важнейшую роль в генезисе эмоций и чувств у дошкольника играет его практическая деятельность, в ходе которой он входит в реальные взаимоотношения с окружающими людьми и вещами и усваивает созданные обществом идеалы и ценности, овладевает правилами поведения и социальными нормами [10, с. 15].
В эмоциональной сфере изменения связаны с развитием познавательной деятельности, а в эмоциональные процессы включение речи снабжает их интеллектуализацию, они осознанными становятся. Развитие интеллектуальных чувств соединено со становлением познавательной деятельности. По мере развития эмоционально-волевой сферы появляется возможность перехода к сложной опосредованной деятельности. Именно в данный период должна случиться перестройка мотивации поведения, что выражается в возможности подчинить эмоции и интересы в учебной деятельности, так и случается в период достижения определенного уровня
зрелости эмоционально - волевой среды. Данное приводит к формированию способности критически причисляется к собственной деятельности, разработать целенаправленный контроль и внутренний план действий. Таким образом, вырабатывание эмоциональной регуляции является существенным фактором в построении и развитии психической деятельности.
Общение с окружающими вырабатывает, развивает эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций начинается в условиях общения ребёнка с другими людьми. ( М.И. Лисина ) [18, с. 90]
Существенное место в развитии личности ребенка занимают эстетические чувства: чувства безобразного и прекрасного, чувство комического, чувство ритма, чувство гармонии. В дошкольном возрасте сходные художественные впечатления существенно обогащаются. Развитие эстетических чувств неразрывно связано с нравственным формированием ребенка. Это приписывается тем, что эстетические чувства могут появляться у малыша и в процессе его повседневного общения с окружающим миром.
Благоприятные условия для возникновения многообразных развития и эмоций чувств основывает деятельность ребенка.
Важную группу эмоциональных переживаний, непринужденно связано с деятельностью ребёнка, дают так называемые практические чувства (чувства, которые вызваны деятельностью, её успехом и неуспехом, трудностями в окончании и реализации). Наблюдения А.Д. Кошелевой предъявили такую закономерность: успех в деятельности ребёнка вызывает яркие положительные эмоции, но они могут проявляться не бурно, а у этого неуспех же кое проявление неудовлетворенности . Неприятные переживания, которые связаны с любым видом деятельности, могут в памяти ребёнка сохранятся довольно долгое время, тогда ребёнок начинает терять уверенность в собственных силах, бояться нового задания.
У некоторых детей в результате неудач начинается постоянное отрицательное отношение к деятельности с элементами
агрессивных реакций, которые адресуются трудному действию, предметам [24, с. 78].
В старшем дошкольном возрасте случается развитие социальных эмоций.
Социальные эмоции являются переживанием человеком своего отношения к окружающим людям; появляются, проявляются и формируются в системе межличностных взаимоотношений.
В ряде психологических исследований, которые проводимы под руководством T.Д. Марцинковской, проявлено, что у старших дошкольников высокий уровень развития социальных эмоций позитивно коррелирует с высоким уровнем интеллекта, в группе детского сада с лидирующим положением ребенка. Определено, что социальные эмоции воздействуют на характер общения дошкольников со сверстниками, их связь с развитием эмотивностью детей и базовых эмоций. Потому данный вид эмоций разрешает облегчать не только процесс вступления ребенка в общество, но и процесс понимания себя, своих отношений с другими людьми, а также лучше оценить себя, собственные переживания и сформулировать их в приемлемой для этого общества форме [26, с. 212].
Таким образом, в дошкольники способны к достаточно тонкому отличию эмоциональных состояний человека по его экспрессии, выражают интерес к внутреннему миру, личностным качествам сверстников и взрослых, чему в существенной мере содействует развитие внеситуативных форм общения.