Раннее обучение детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст - особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка, так как дети дошкольного возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям в них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, они легко запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.
Многие педагоги и психологи подчеркивают необходимость лингвистического развития с раннего возраста как важного рычага интеллектуального совершенствования ребенка. Проблеме раннего обучения иностранному языку периодически уделялось в течение всего прошлого столетия. Повышенный интерес к проблемам обучения иностранного языка после второй мировой войны способствовал разработке психологических положений обучения иностранным языкам ведущими психологами и лингвистами нашей страны, такими как, В.А.Артемов, Б.В.Беляев, И.В.Карпов, И.В.Рахмановым.
В 60-70-е годы в нашей стране появились пособия по обучению иностранного языка в детском саду и семье (Н.В.Агурова, С.И.Гвоздецкая, О.С.Ханова и др.). В 90-е годы благодаря массовому московскому эксперименту были созданы Программы по обучению иностранным языкам детей дошкольного возраста. На современном этапе можно говорить о наличии собственно концепции раннего обучения языкам и реализующим ее программ и методик обучения (работы И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, А.Н. Утехиной и др). Методическая наука, глубоко и весьма подробно изучив возрастные психические особенности дошкольников в связи с задачей обучения иностранному языку все больше уделяет специфике дидактических условий, в которых осуществляется процесс обучения языку.
Предпосылки на основе психологии развития вытекают из мнений известных представителей детской возрастной психологии, согласно которым дети 10 лет обладают особыми интеллектуальными способностями к активному языковому познанию. В первую очередь называются ярко выраженная способность к имитации, радость, удовольствие в артикулировании и формулировании звуков, слов и готовность общаться. Маленький ребенок как бы наслаждается языковым явлением. Он готов учить, слушать слова, общаться с их помощью в игровых ситуациях и инсценировках. При благоприятных условиях он эмоционально может усвоить второй и третий языки. Л.С Выготский, отмечая интенсивное речевое развитие и активизацию речемыслительных процессов, подчёркивал, «с какой легкостью ребенок усваивает тот или иной иностранный язык». Ученый полагал, что «в этом отношении ранний возраст как бы создан для изучения языков». Л.С Выготский также отмечал: «эффективность овладения иностранным языком повышается по мере того, как мы сдвигаем его изучение к раннему возрасту», и «…овладение двумя-тремя языками не замедляет овладения каждым из них в отдельности».
В.А. Артемов определяет подражание как некую синтетическую предступень к аналитическому познанию. «Ребенок может подражать только в плане синтетического со-переживания, эмоционального вчувствования, со-действия, со-гласия, со-причастия. Это и сеть не что иное, как свойство пластичности» [Артемов,1947, с. 16].
Представитель европейской школы педолингвистики Е. Оксаар отмечает быстрое запоминание детьми языковой информации, а также их способность вычленять языковые явления в речевом потоке на разных языках, не путая последние друг с другом.
Е.И. Негневицкая, определяя оптимальный возраст начала обучения иностранному языку -5 лет, подчеркивает потребность дошкольника решать все более сложные ( усложняющиеся в связи с общепсихическом и познавательным развитием) коммуникативные задачи. Наконец, психологический анализ речевого развития ребенка, данный А.А Леонтьевым, показывает произвольный характер речи и выделяет компоненты, поддающиеся субъективному вычленению ребенком. Ссылаясь на работы Д.Б. Эльконина и М.И. Зарандия, А.А. Леонтьев пишет, что операции обобщения и определения у многих детей пятилетнего возраста уже сложились, значит, дети готовы к сознательной работе над языковым материалом.
Период дошкольного возраста – очень короткий отрезок в жизни человека: с 3 до 7 лет (по периодизации Л.С Выготского). Но именно эти годы имеют непреходящее значение в развитии ребенка. В это время наблюдается довольно выраженная анатомо-физиологическая и психологическая перестройка растущего организма.
С точки зрения физиологов, в данный период происходят качественные и структурные изменения головного мозга ребенка, которые свидетельствуют о своеобразной готовности мозговых структур к осуществлению сложной психической деятельности, сопровождающей процесс усвоения новых знаний, приобретения определенных умений и навыков. К шести годам происходит нарастание функциональной дифференциации в деятельности больших полушарий, что тоже говорит о готовности интеллекта к более сложной умственной активности и, следовательно, к усвоению большего объема новой информации. Кроме того, к шести годам длительность сна снижается до 25%, т.е. почти входит в обычные параметры взрослого человека, что наводит на мысль о росте способности мозга к большим психическим напряжениям.
Физиологическое обоснование базируется прежде всего на результатах исследований двух канадских физиологов, исследователей мозга В. Пенфильда и Л. Робертса. В ставшей известной книге «Речь и механизмы мозга» они показывают, как исследования человеческого мозга привели их концепции оптимальной величины отдельных мозговых центров на различных стадиях возрастного развития. Из способа регенерации и степени, в которой размеры головного мозга соответствуют речевым способностям, оба физиолога выявили особую пластичность и возможности мозга в разные возрастные периоды и пришли к выводу о том, что речевые центры мозга имеют оптимальный объем в возрасте от 1 до 9 лет и начинать обучение иностранным языкам следует именно в это время.
Установлено, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. По мнению физиологов В. Пенфильда и Л. Робертса, ребенок до 9 -12-летнего возраста является «специалистом» в овладении речью. В этом возрасте он может одновременно обучаться двум или трем языкам так же легко, как и одному. Кроме того, с 4 до 8 лет способность человека к речевому подражанию максимальна. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. Поэтому правомерно считать, что мозг ребенка имеет особую способность к усвоению языка, которая ослабевает с возрастом.
Следует отметить преобладание механизмов долговременной памяти и наличие явления «импритинга» (впечатывание материала языка в сознание при наличии необходимой мотивации стимула)
В дошкольном возрасте, которое обеспечивает быстроту и прочность запоминания иноязычного материала. Все вышеупомянутые факты указывают на увеличение у детей 5-7 лет психофизиологических ресурсов мозга, необходимых для выполнения учебной деятельности.
Е. Леннеберг аргументирует способность ребенка к усвоению языка, связывая это с биологической зрелостью, и буквально призывает педагогов использовать этот «биологический час мозга» (biological clock of the brain) для обучения иностранному языку детей до 9 лет.
Исходной точкой антропологического обоснования являются естественная открытость человека культуре, многообразие возможностей его духовного развития.
Ранее обучение должно быть осмысленно педагогически. Если понимать воспитание как жизненную помощь ребенку и если дети в нашем мультикультурном мире будут встречаться с представителями других языков и культур , представляется разумным готовить детей к интеркультурному общению включением других языков и культур в образовательные ситуации.
Безусловно, детей нужно учить ценить свою родину, свой язык, свою культуру, но, если их не воспитывать в уважении к другим культурам и не обучать другим языкам, наши дети многое потеряют.
Речь идет о том, чтобы хорошо известные принципы обучения дополнить новым содержанием: ориентацией в родном мире на занятиях знакомства с «дальним миром»; осознанием приверженности к своей родине через воспитание открытости другим нациям; развитием коммуникативных способностей на родном языке с целью уметь общаться на иностранном