Тренинги повышения уверенности педагогов
Тренинги повышения уверенности педагогов
Цель: Повысить уровень педагога ДОУ в вопросах взаимодействия с другими педагогами, специалистами и руководством.
Задачи:
1. Формировать профессиональную компетентность педагога ДОУ в вопросах семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста.
2. Познакомить педагога ДОУ с психолого-педагогическими основами взаимодействия с коллегами, вышестоящим руководством, проверяющими органами в соответствии с современными научными подходами
3. Оказать практическую помощь педагогу в вопросах освоения и реализации технологии взаимодействия.
4. Развивать способность педагога самостоятельно отбирать, интерпретировать и использовать необходимую информацию.
Структура и содержание отражают логику движения от общих закономерностях взаимодействия к более частным проблемам, которые непосредственно раскрывают методические, организационные и диагностические аспекты подготовки педагога ДОУ. Состоит из двух разделов.
В рамках первого раздела формирование установок на доверительное общение с коллегами, на осознание педагогами ДОУ ошибок и трудностей в процессе организации взаимодействия с коллегами, на развитие организационных, коммуникативных и диагностических умений, необходимых педагогу для организации процесса взаимодействия.
Второй раздел ориентирован на повышение самооценки, на осознание и преодоление трудностей и ошибок в общении с коллегами и руководством.
I раздел
Задачи. Развивать понимание и принятие взаимодействия с коллегами, руководством, как диалога равноправных партнеров; формировать умение ориентироваться в способах диалогического и монологического общения; способствовать осознанию своей позиции в общении.
Упражнение 1. «Комплимент»
Задание. Сказать комплимент своему партнеру по общению.
Инструкция. Обратите внимание на достоинства своего соседа, посмотрите, как он сегодня выглядит, постарайтесь заметить его привлекательность и обаяние. Сделайте ему комплимент.
В процессе выполнения упражнения следуйте двум советам: пусть комплимент звучит искренне, любой комплимент должен быть немедленно возвращен.
Упражнение 2. «Давайте познакомимся»
Задание. Вспомнить все свои умения и навыки.
Инструкция. В середину выходит любой человек и называет любое свое умение (вышивать, вязать крючком …), те кто это тоже умеют, встают к нему в круг, в это время один стул убирается, тот, кому не хватило места, называет свое умение и т.д.
Упражнение 3. «Выбираем качества характера»
Задание. Выбрать качества, которые позволяют эффективно общаться с другими.
Инструкция. На 3-х листках бумаги каждый выписывает по три качества, которые, по его мнению, наиболее эффективны для позитивного общения. Далее эти листочки подсчитываются, выявляются 3 наиболее популярных.
Упражнение 4. «Сплетня»
Задание. Проанализировать ситуацию.
Инструкция. 5 человек выходит за дверь, зачитывается информация, которую первый человек из группы должен прослушать, запомнить и предать второму, тот третьему, и т.д.
Материал к упражнению:
«37-летний Александр Ильин- выходец из азербайджанского Сумгаита, потомок сектантов, выпускник физико-технического института и восходящая звезда современной литературы – личность по меркам сегодняшнего дня вызывающе атипичная. Своим примером он оправдывает полузабытую аксиому, вылетел рейсом 209 Москва- Берлин в 19.00 по Московскому времени. В аэропорту Шереметьево его провожали жена и тесть.»
Обсуждение упражнения
Упражнение 5. «Диалог двух партнеров»
Задание. Составить диалог двух партнеров, каждый из которых хочет удержать внимание собеседника только на интересующей его теме.
Инструкция. Воспитателям предлагают распределиться по парам, выбрать тему для разговора (история из жизни, придуманный рассказ), решить, кто выступит в роли рассказчика. Продумать средства, с помощью которых внимание партнера будет удерживаться на содержании рассказа (партнер по общению должен постараться, задавая вопросы рассказчику, перевести разговор на свою тему).
По окончании упражнения проводится обсуждение на основании вопросов к рассказчику (какие ощущения возникли, когда партнер попытался сменить тему разговора? трудно ли было удержаться на содержании заявленной темы? какими способами Вы пытались удержать внимание собеседника?) и к его партнеру (было ли Вам легко включиться в содержание рассказа? какими вопросами Вы пытались перевести разговор на себя?).
Упражнение 1. «Будьте здоровы!»
Задание. Громко крикнуть одно из трех слов: «алыча», «ящик», «хрящик».
Инструкция. Участники делятся на три группы. Каждая должна громко прокричать «алыча», или «ящик», или «хрящик». Сначала проводится репетиция: каждая группа по отдельности четко произносит свое слово. Затем по сигналу ведущего все группы вместе кричат. При слитном звучании должно получиться «пчхи», на что ведущий отвечает: «Будьте здоровы!».
Упражнение 2. «Микроскоп»
Задание. Посмотреть на себя в «микроскоп» и выявить «неприятные мелочи» своей речи: слова-паразиты, от которых хочется избавиться.
Инструкция.На листе бумаги написать слова-паразиты, на другой стороне – способы борьбы (просить коллег, хлопать в ладоши, когда они услышат эти слова, контролировать самому и придумать штрафы за произнесенные слова)
Упражнение 5. «Нужны ли конфликты?»
Задание. Сконцентрировать внимание воспитателей на трудностях и позитивных моментах конфликта.
Инструкция. Группа делится на две подгруппы: одна подбирает аргументы пользу того, что конфликты: недопустимы; другая - отстаивает позицию: конфликты в общении необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, а затем зачитывает их вслух.
После этого участники меняются ролями и в течение 5 минут по очереди приводят по одному аргументу. Например, подгруппа, которая против конфликтов, приводит один аргумент в пользу конфликтов и передает слово второй подгруппе. Участники второй подгруппы, в свою очередь, приводят аргумент против конфликтов, затем снова выступают первая подгруппа и т.д.
Также конфликты с коллегами и руководством.
По окончании работы необходимо предложить воспитателям сконцентрировать свое внимание на тех трудностях, которые возникли в процессе выполнения упражнения, и на тех позитивных моментах, которые имели место.
Упражнение 6. «Достойный ответ»
Задание. Найти выход из конфликтной ситуации.
Инструкция. Участники располагаются по кругу. Каждый получает карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.
Воспитатель, обращаясь к соседу справа, произносит записанную на карточке Задача соседа - достойно ответить на этот «выпад». Когда каждый побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается, и группа переходит к его обсуждению.
В процессе обсуждения необходимо обратить внимание воспитателей на следующие моменты: легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе.
Материал к упражнению.
Карточка 1. Ты слишком высокого мнения о себе.
Карточка 2. Ты никогда никому не помогаешь.
Карточка 3. Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
Карточка 4. Ты совсем не умеешь красиво одеваться.
Карточка 5. Почему ты на всех смотришь волком?
Карточка 6. Посмотри, на кого ты похожа!
Карточка 7. У тебя такой страшный взгляд!
Карточка 8. С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.
Карточка 9. С тобой бесполезно договариваться о чем-либо: ты все равно все забудешь.
Карточка 10. Ты слишком много болтаешь ерунды.
Карточка 11. Что ты вечно на всех кричишь?
Карточка 12. У тебя полностью отсутствует чувство юмора.
Обмен мнениями
Упражнение 7. «Ваши предложения»
Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей.
Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.
Упражнение 8. «Обратная связь»
Обсуждение по кругу результатов работы на тренинге.