Педагогический проект «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры «Классификация транспорта»
Актуальность: Кажется, нет ничего более обыденного и привычного, чем транспорт, который нас окружает. Дети среднего дошкольного возраста достаточно знают о машинах, но часто испытывают затруднения при их классификации.
Дети в недостаточной степени знают виды транспорта, какие правила безопасности существуют на дорогах, недостаточно полно владеют обобщенными понятиями, не всегда точно могут максимально обогатить знания и представления о видах транспорта.
Данный проект призван уточнить и закрепить представления детей о различных видах транспорта, помочь им в игровой форме научиться свободно ориентироваться в разнообразии транспортных средств; узнать, люди каких профессий работают на спец. машинах.
Цель: Закрепить знания детей о различных видах транспорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_transporta.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры «Классификация транспорта»
Выполнила: Негатина Екатерина Анатольевна
воспитатель, МБДОУ д/с №46
г.о. Самара
Самара, 2018 г.
Содержание:
- Введение
- Реализация педагогического проекта «Классификация транспорта» в процессе игры.
- Заключение
- Литература
- Приложение
- Введение
Актуальность: Кажется, нет ничего более обыденного и привычного, чем транспорт, который нас окружает. Дети среднего дошкольного возраста достаточно знают о машинах, но часто испытывают затруднения при их классификации.
Дети в недостаточной степени знают виды транспорта, какие правила безопасности существуют на дорогах, недостаточно полно владеют обобщенными понятиями, не всегда точно могут максимально обогатить знания и представления о видах транспорта.
Данный проект призван уточнить и закрепить представления детей о различных видах транспорта, помочь им в игровой форме научиться свободно ориентироваться в разнообразии транспортных средств; узнать, люди каких профессий работают на спец. машинах.
Цель: Закрепить знания детей о различных видах транспорта.
Задачи:
- Изучить педагогическую литературу по теме «Классификация транспорта»
- Закрепить умение различать, называть и классифицировать различные виды транспорта.
- Упражнять в умении внимательно слушать задания, выполнять предлагаемые правила игры.
- Формировать представления о профессиях, связанных с транспортом.
- Способствовать развитию всех компонентов детской игры, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Тип проекта: краткосрочный.
Вид проекта: творческо-игровой.
Образовательная область: познание.
Ожидаемые результаты:
- Знать и называть правильно виды транспорта
- Знать правила поведения в транспорте, на улице
- Находить сходства и различия видов транспорта по нескольким признакам
- Знать профессии людей, связанных с транспортом
Продукт проекта: Оформление выставки детских рисунков на тему: «Мы едем, едем, едем…»
- Реализация педагогического проекта «Классификация транспорта» в процессе игры
Реализация проекта проходит через пять этапов:
- Этап. Погружение в проект – вызвать интерес к теме, подобрать литературу (художественную, методическую), наглядный материал, дидактические игры, игровые персонажи.
- Этап. Планирование деятельности – составление плана работы с детьми, организация деятельности детей в условиях развивающей среды, в организационных моментах.
- Этап. Осуществление деятельности по решению данной проблемы – проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр, бесед, прогулок, наблюдений, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игровые обучающие ситуации, самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды, вовлечение родителей в проект.
- Этап. Презентация результатов – оформление проекта в виде презентации.
- Этап. Итоговый - проведение дидактической игры «Классификация транспорта»
Подробное описание реализации 3 этапа проекта.
Работа с детьми:
1.НОД:
- «В городском транспорте»
- «В городском транспорте»
- «Знакомство с транспортом»
- «Опасные участки на пешеходной части улицы»;
2. Беседы:
- «Как надо вести себя в общественном транспорте?»
- «На чём люди ездят»;
- «Пассажирский транспорт»;
- «Труд водителей»;
- «Я – пассажир».
3. Чтение художественной литературы:
- Бедарев О. «Если бы …»;
- Берестов В. «Про машины»;
- Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
- Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
- Дорохов А, «Пассажир»;
- Лешкевич И. «Гололёд»;
- Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
- Носов Н. «Автомобиль»;
- Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
- Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», ;
- Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
- Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
- Загадывание загадок о транспорте.
4. Обсуждение опасных ситуаций.
5. Игры:
- «Угадай вид транспорта»;
- «Водитель и пассажиры»;
- «Домино» (транспорт);
- «Как избежать неприятностей»;
- «Кто чем управляет»;
- «На воде, в воздухе, на земле»;
- «На чём я путешествую?»,
- «Осторожно пешеход»;
- «Сложи картинку»
- «Улица города»
6. Сюжетно-ролевые игры:
- «Автобус»,
- «Водители и пешеходы»,
- «ГАИ»,
- «Гараж»,
- «Транспорт».
7. Целевая прогулка к остановке пассажирского транспорта, светофору, по улице; наблюдение за движением транспорта и работой водителя.
8. Моделирование ситуаций:
- «Авария на дороге»,
- «Будущий водитель»,
- «Помоги старушке».
9. Продуктивная деятельность:
- «Моя улица»,
- «Перекрёсток»,
- «Транспорт на улицах города»,
- «Пассажирский транспорт»,
- работа со строителем «Гараж»,
- «Мой дворик»,
- тестопластика «Транспорт».
10. Развлечение: «Безопасное колесо», «Зелёный огонёк»
11. Режиссёрская игра.
12. Рассматривание картины из серии «Кем быть».
Работа с родителями:
- Родительское собрание с приглашением сотрудников ГБДД «Безопасное поведение на дорогах».
- Консультация «Посмотри направо – посмотри налево», «Внимание – дорога!».
- Памятка для родителей «Юному пешеходу».
- Наблюдение детей совместно с родителями за транспортом по дороге в детский сад.
- Беседы родителей с детьми о Правилах дорожного движения.
- Изготовление вместе с детьми разных видов транспортных средств из подручных материалов.
- Заключение
Проводимая работа нашего проекта дает ощутимые результаты:
- Дети знают и правильно называют виды транспорта
- Дети знают правила поведения в транспорте и на улице
- Находят сходства и различия видов транспорта по нескольким признакам
- Знают профессии людей, связанных с транспортом
- Литература.
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А.Виноградова Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008г. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
- Горская А.В. Правила – наши помощники. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города: Учебно-наглядное пособие. / Под ред. С.И.Бугрова. – СПб.: «Детство-пресс», 2011.
- Крутецкая В. Моя первая дорожная азбука в картинках. – СПб.: Издательский дома «Литера», 2012. – (Серия «радуга»).
- Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: Детство-пресс, 2009. – (Кабинет логопеда).
- Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / Под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
- Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
- Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
- Приложение.
Дидактическое пособие по теме «Классификация транспорта» содержит в себе следующие дидактические игры:
1. «Какой вид транспорта?».
Цели: упражнять в умении классифицировать транспорт по видам; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать любознательность, мышление.
2. «Угадай транспорт».
Цели: систематизировать и расширить знания детей о разнообразии и видах транспорта; по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
3. «По воде, по земле, по воздуху».
Цели: уточнять уже имеющиеся знания детей о транспорте; формировать умение классифицировать объекты; обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
4. «Чего не хватает»
Цели: учить анализировать, сравнивать различные транспортные средства; развивать логическое мышление; развивать кругозор и познавательный интерес.
5. «Наши помощники»
Цели: знакомить детей с профессиями людей, работа которых связана со специальными транспортными средствами; расширять представления о значение транспорта в жизни человека; развивать кругозор и познавательный интерес; содействовать воспитанию чувства уважения к людям разных профессий.
6. «Собери картинку»
Цели: учить детей анализировать; развивать логическое мышление; развивать кругозор и познавательный интерес; развивать речевую активность.
8. «Сказочный транспорт»
Цели: систематизировать и расширить знания детей о разнообразии и видах транспорта; закрепить навыки угадывать сказку по указанным признакам, а также находить и описывать героев; развивать зрительное восприятие; развивать связную речь.
Занятие по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Транспорт»
Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».
Задачи:
- Закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный, железнодорожный);
Закреплять знания детей о частях транспорта;
- Развивать мышления, зрительное восприятие, внимание, память,
связную речь; развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
3. Воспитывать .
Материал: иллюстрации с изображением транспорта.
Ход занятия
Дети заходят в группу, рассаживаются на стульчиках. Роль ведущего выполняет воспитатель (В). Роль Незнайки (Н) – ребенок группы.
Раздается стук в дверь, появляется Незнайка.
I часть: Вводная
В: Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Здравствуй, Незнайка!
Н: Здравствуйте ребята! Я сегодня ходил в школу и мне задали домашнее задание, а я не знаю, как его сделать помогите мне, пожалуйста!
В: Ну что, поможем Незнайке выполнить домашнее задание?
Дети: Конечно, поможем!
Н: (1 задание) А вот и первое задание, помогите мне отгадать загадки (загадывает):
«Что за чудо – длинный дом, «Смело в небе проплывает,
Пассажиров много в нем, Обгоняя птиц полет,
Носит обувь из резины, Человек им управляет,
А питается бензином» Что такое?»
(Автобус) (Самолет)
«Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок»
(Поезд)
II часть: Основная часть
В: Ребята, давайте расскажем Незнайке, о чем эти загадки?
В: Незнайка, а ты знаешь, что транспорт бывает разный?
Н: Нет, не знаю! Да какая разница, транспорт он и есть транспорт.
В: Сейчас дети тебе расскажут и покажут, что транспорт бывает разного вида. (Рассказы детей о воздушном, наземном, водном транспорте и почему он так называется).
Н: Спасибо, ребята, я все понял. Помогите мне выполнить второе задание.
(2 задание):
Четвёртый лишний»
В: Мы сейчас проверим, как Незнайка запомнил, какие бывают виды транспорта. Во втором задании нужно исключить лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
(корабль – это водный транспорт, а весь остальной транспорт - воздушный).
- мотоцикл, автобус, легковая машина, вертолет;
- самолет, вертолет, ракета, корабль;
- корабль, пароход, лодка, грузовая машина.
Н: Как здорово, вы и с этим заданием мне помогли справиться. А теперь задание немного сложнее.
(3 Задание) «Чего не хватает в ряду»
Н: Посмотрите внимательно и скажите, чего не хватает в ряду.
- легковая машина, грузовая машина, легковая машина, грузовая машина; легковая машина;
- легковая машина, грузовая машина, паровоз, легковая машина, грузовая машина, паровоз;
- корабль, корабль, паровоз, корабль, корабль, паровоз;
Н: Ой ребята, мне кажется, следующее задание самое сложное и перед этим трудным заданием нужно потренироваться.
Физкультминутка «Ракета».
А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, потянись. Вот летит ракета ввысь! В. Волина | (Дети маршируют.) (Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.) (Опускают руки.) (Тянутся.) (Бегут по кругу.) |
В: Ребята, вам нужно обязательно помочь Незнайке справиться с этим сложным заданием.
(4 Задание) «Какой картинки не хватает»
В: Ребята, посмотрите внимательно, подумайте! Какая здесь спрятана картинка!
- колесо от легковой машины – легковая машина;
- кабина грузовой машины – грузовая машина.
Н: Ну вот ребята, вы помогли мне справиться со всеми заданиями!
В: Ребята, давайте поможем Незнайке закрепить его знания о транспорте. Выберите картинку с транспортом, который вы больше нравится, и расскажите о нем.
III часть: Составление описательного рассказа о любом транспорте по плану:
1. Что это?
2. Какой вид транспорта?
3. Какие части?
4. Кто водит этот транспорт?
- Что необходимо для движения?
6. Где может ездить этот транспорт?
В: Незнайка, ты все запомнил?
Н: Я все запомнил, теперь я много знаю! Спасибо, ребята, что помогли мне выполнить домашнее задание. До свидания!
IV часть: Итог занятия
В: Что интересного сегодня произошло на занятии?
В: Что больше всего понравилось?