Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Опубликовано 07.06.2018 - 20:47 - Уткина Татьяна Павловна
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Учёные установили, что тренировка пальцев рук на два три месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме. При этом ребёнок умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.
Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, при этом общая моторика может быть нормальной, интеллект развит хорошо, ребёнок понимает причинно-следственные связи простых явлений, немало знает об окружающем мире, считает, называет буквы, но пишет неуверенно, не может штриховать, строчек не видит, интервалов между знаками не соблюдает. Развитый мозг и неразвитая рука – это проблема современной жизни. Особенно остро эта проблема заметна в логопедических садах у детей с речевыми диагнозами
Слабые пальцы рук дошкольников необходимо развивать и тренировать. Для развития мелкой моторики существует множество интересных упражнений, которые дети любят выполнять.
Одни из них: «Семья», «Дом», «Замок», «Этот пальчик», «Засолка капусты», «Апельсин», «Вышли пальчики гулять». Это пальчиковая гимнастика. Её можно выполнять в детском саду в абсолютно во всех видах деятельности: на утренней гимнастике, во время умывания, на занятиях, в играх, на прогулке. Упражнения выполняются в медленном темпе либо правой, либо левой рукой, а затем двумя руками вместе. Нужно следить за правильной постановкой кисти и чётким переключением с одного движения на другое. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, возможности. Упражнения надо выполнять с детьми по две три минуты, но несколько раз в день, и делать это с оптимальной нагрузкой с большой амплитудой движений. Особое внимание надо уделять пальчиковым играм с повышенной сложностью – это такие движения, которые пальчики не выполняют в повседневной жизни. Пальчиковые игры и упражнения, проводиvst систематически с раннего детства, помогают детям уверенно держать кисть и карандаш, строить из мелкого конструктора, мастерить поделки из разных материалов, пользоваться ножницами. Движения пальцев рук становятся точными и координированными. Вследствие этого у дошкольников развивается речь, мышление, память, слух, зрение, повышается работоспособность. Дети чувствуют себя более уверенно, как в коллективе детского сада, так и в дальнейшем в школе.