«Применение игр театрализованной направленности в здоровьесберегающей деятельности учителя – логопеда» /из опыта работы/
В течение большого временного периода я работаю над методической темой «Театрализованная деятельность как средство коррекционно-развивающей работы с дошкольниками». Чтобы способствовать повышению речевой активности детей, улучшению внимания и восприятия, умению видеть и слышать, чтобы дети с желанием занимались, применяю здоровьесберегающие технологии театрализованной направленности.
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе
Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение. Дети на этих занятиях вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.
Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:
- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в моем случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза моих учеников, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить! Причем, с удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т.д.
Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает удивление, желание познавать, развивает умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.
Сопряженная гимнастика способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Работа детей с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами. «Проигрывая» состояния через куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. Куклы помогают разыгрывать различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты. Для многих детей они становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Таким образом, осуществляется связь эмоциональных состояний ребенка с конкретными ситуациями, которые могут встретиться ему в жизни.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»
«Применение игр театрализованной направленности в здоровьесберегающей деятельности учителя – логопеда»
/из опыта работы/
Выполнила: учитель - логопед Бабакова Т.Г.
станица Тацинская
июнь 2018 год
Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий актуальный. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.
Задачи стоящие перед логопедом:
1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;
2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;
3.Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;
4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;
5. Пропагандировать здоровый образ жизни.
В течение большого временного периода я работаю над методической темой «Театрализованная деятельность как средство коррекционно-развивающей работы с дошкольниками». Чтобы способствовать повышению речевой активности детей, улучшению внимания и восприятия, умению видеть и слышать, чтобы дети с желанием занимались, применяю здоровьесберегающие технологии театрализованной направленности.
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе
Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение. Дети на этих занятиях вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.
Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:
- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в моем случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза моих учеников, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить! Причем, с удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т.д.
Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает удивление, желание познавать, развивает умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.
Сопряженная гимнастика способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Работа детей с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами. «Проигрывая» состояния через куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. Куклы помогают разыгрывать различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты. Для многих детей они становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Таким образом, осуществляется связь эмоциональных состояний ребенка с конкретными ситуациями, которые могут встретиться ему в жизни.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции, интонации. Включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию.
«Игра со свечкой» — подуть, но не погасить пламя. Задача — развивать правильное речевое дыхание. «Мыльные пузыри» — на ровном выдохе выдувать пузыри, стараться, чтобы они становились больше, и отрываясь, — улетали.
«Перышко» правильно подышим: правую руку положим на живот, а левую — на пояс. Живот — это воздушный шарик. Медленный вдох — выдох — «ниточка у шарика плавно распускается».
Вдох — правая рука вперед, в кулачок. Открыли кулачок, а там — маленькое перышко. Выдох — дунули на него, оно улетело.
Испугались внезапного треска сучьев — быстрый вдох. А оказывается, ничего страшного. Медленный выдох — свобода.
Вдох, и едем на лифте: 1-й этаж, 2, 3, 4, 5, 6-й — все, приехали. Все вы доехали? Кто на каком этаже сделал остановку? Теперь едем вниз.
«Веселый пятачок» Зарядка для губ
1. на раз губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка, на два — растягиваются в улыбке, не обнажая зубов,
2. сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево,
3. пятачок делает круговые движения сначала в одну, затем в другую сторону.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
Игры на пальцах:
Цели: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;
Воспитатель загадывает загадку:
— Кто пушистый и с усами проживает рядом с нами? (Собака и кошка.)
Собака: У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя, большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается
. Кошка: У кошки ушки на макушке, чтоб лучше слышать мышь в норушке. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
Игра на пальцах (Л.П.Савина) «Братцы»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Пошли два братца вместе прогуляться.
А за ними еще два братца.
Ну а старший — не гулял, очень громко их позвал.
Он за стол их посадил, вкусной кашей накормил.
Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Отодвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем — средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.
— Ребята, кто из вас любит кашу? Какую кашу вы любите? Какая каша вам не нравится? (Ответы детей.)
Общеразвивающие игры
Упражнение со стульями
Цель: Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.
Ход: По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик (квадрат), самолет, автобус.
Передай позу
Цель: развивать память внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.
Ход: Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает позу и фиксирует ее, показывает первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза первого и последнего ребенка. Детей обязательно следует поделить на зрителей и исполнителей.
Игры на мышечное напряжение и расслабление
«Деревянные и тряпичные куклы»
При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.
В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме.
«Цветочек»
Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).
«Веревочки»
Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки.
«Стряхнуть воду с платочков»
Руки согнуть в локтях, кисти свисают ладонью вниз. Движением предплечья несколько раз подряд сбросить их вниз пассивно. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
«Незнайка»
Поднять плечи как можно выше, затем дать им свободно опуститься в нормальное положение (сбросить их).
«Крылья самолета и мягкая подушка»
Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до концов пальцев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам — пассивно согнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.
«Мельница»
Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои»). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.
«Маятник»
Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки от пола не отделяются. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах, рука правая и левая прижаты к корпусу. Раскачивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола.
«Паровозики»
Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.