Консультация для воспитателей "Родительское собрание - одна из форм взаимодействия семьи и детского сада"

Тиняева Ольга Петровна

Консультация для воспитателей "Родительское собрание - одна из основных форм взаимодействия семьи и детского сада"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Родительское собрание – одна из основных форм

взаимодействия семьи и детского сада».

            Воспитатель Тиняева О.П.

            Г. Москва, Школа №1591, корпус 8; ВАО, Новокосино

Родительское собрание – одна из основных форм взаимодействия семьи и детского сада. К сожалению, очень часто родительские собрания сводятся лишь к решению организационных вопросов, а зря, педагогическое просвещение родителей необходимо. Интересное, умело организованное и содержательное родительское собрание играет немаловажную роль во взаимоотношениях воспитателей и родителей.

Если к родительским собраниям подходить творчески и неформально, то очень скоро родители станут единомышленниками, и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче и разнообразней.

Многолетняя связь с родителями, учет воспитателями современных требований и изменение культурного уровня людей, степень педагогического просвещения родителей заставляют использовать новые формы и методы общения с родителями.

Как воспитание детей, так и требования к родителям стали многообразнее, тоньше, интереснее и требуют от воспитателей большой эрудиции, гибкости, вдумчивости в постановке вопросов перед всем коллективом родителей и каждой семьёй отдельно.

Технология подготовки и проведения родительских собраний.

Общие методические рекомендации

1.Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал.

2. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.

3. Максимальная продолжительность – 1-1,5 часа.

4.В начале учебного года, на первой встрече с родителями, следует определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год. Это выясняется с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы на учебный год.

5. Собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, дискуссия, конкурс и т.д.) и индивидуальный (по запросам родителей).

6. Тематика и содержание собраний зависит от возраста детей и особенностей группы.

7. Проведение родительских собраний требует от воспитателей тщательной подготовки, составления сценария собрания, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

8. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения.

9. В процессе собрания следует использовать различные средства коммуникации (вербальные и невербальные). Следует помнить, что впечатление о воспитателе складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса, осанка, жесты и т.д.).

                               Подготовка к родительскому собранию

  1. Выбор темы собрания.
  2. Определение целей родительского собрания
  3. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  4. Определение вида, формы, этапов родительского собрания.
  5. Разработка сценария.
  6. Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания. Привлечение к подготовке родительского собрания родительского комитета группы и ли отдельных активных родителей.
  7. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (беседы, заполнение анкет, опросников). Заполнение специально разработанных анкет поможет воспитателю составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить.
  8. Приглашение родителей и других участников собрания (заведующего, старшего воспитателя, врача, узких специалистов: логопеда, психолога и т.д.).
  9. Подготовка конкурсов и выставок по теме собрания.
  10. Написание плакатов по теме собрания.
  11. Аудио-, видеозапись ответов детей по теме собрания.
  12. Проведение до собрания заседания родительского комитета.
  13. Изготовление оригинальных памяток.
  14. Разработка проекта решения собрания.
  15. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания (оформление выставки, выпуск стенгазеты, подбор фоновой музыки и т.д.).

Успех родительского собрания во многом зависит от среды, в которой проходит встреча (свет, отопление, интерьер, мебель и т.д.). Различное расположение мебели способствует разнообразным формам проведения, например, для групповой работы, общения в парах стулья лучше расставить полукругом. Общение в круге вызывает чувство команды и единства.

Поиск совместных путей решения всевозможных проблем воспитания, обучения и развития детей - основная задача родительского собрания.

Собрания можно условно разделить на несколько видов:

  • Организационные, на которых составляют и утверждают планы работ, избирается родительский комитет, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
  • Установочные, на которых родителей знакомят с изменениями в нормативно - правовой базе, образовательном процессе учреждения;
  • Консультативные, на которых обсуждаются те или иные групповые мероприятия, требующие поддержки, одобрения родителей;
  • Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;
  • Совместные с воспитанниками и родителями;
  • Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям;
  • Тематические, на них обсуждаются наиболее актуальные и сложные проблемы;
  • Собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения родителей и педагогов;
  • Собрания-практикумы, направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания;
  • Информационно-просветительские, являются формой педагогического просвещения родителей; посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием детей;
  • Итоговые (отчетные), их цель показать воспитательно-образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание на положительные и отрицательные явления жизни группы.

Организационные формы родительских собраний могут быть самыми разными:

  • Классическое (традиционное) собрание (донесение информации до родителей, ответы на вопросы родителей);
  • КВН;
  • Вечер-встреча;
  • Круглый стол;
  • Опыт;
  • Тренинг;
  • Практикум;
  • Дискуссия;
  • Размышления;
  • Диалог;
  • Консилиум;
  • Педагогическая мастерская;
  • Конкурс;
  • Праздник и др.

Можно придумать для родительских собраний необычные, загадочные названия, в которых будет прослеживаться тематика встречи («В гостях у сказки», «Вечер вопросов и ответов» и др.).

Методов взаимодействия с родителями также множество, вот некоторые из них, которые можно и нужно использовать при проведении родительского собрания:

  • Лекция;
  • Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, выявляющая индивидуальные приемы воспитания;
  • Игра (психологическая, ролевая), с помощью которой моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии;
  • Исследование;
  • Социально-педагогический тренинг;
  • Совместные действия - выполнение заданий педагогом и родителями с дальнейшим анализом;
  • Конструктивный спор, который помогает сравнивать различные тоски зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнения других участников, выбирать эффективные и рациональные способы решения проблем на основе сотрудничества;

Формы педагогического просвещения родителей тоже достаточно многообразны, которые используются при работе с родителями.

Индивидуальные:

  • Изучение опыта семейного воспитания (посещение семей);
  • Индивидуальные беседы, консультации.

Коллективные:

  • Групповые и общие родительские собрания;
  • Коллективные консультации;
  • Лекции.

Наглядные:

  • Выставки, фотомонтажи;
  • Дни открытых дверей;
  • Педагогические информационные стенды;
  • Библиотека для родителей;
  • Папки-передвижки с материалами по различным вопросам семейного воспитания.

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

При такой работе педагог обязан занимать более активную позицию, искать новые формы взаимодействия с семьями. В этом деле недопустим формальный подход. Работа должна быть интересна и важна как для ДОУ, так и для семьи. Необходимо правильно и качественно организовать взаимодействие детского сада с семьей, воспитателей с родителями.

Список использованной литературы

1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребенка // Дошкольное воспитание №6, 1998.

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Педагогика, 2001.

3. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М., 2002.

4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. М.: Вако, 2013.

Интернет-источники

1. http://tmndetsady.ru/

2. http://www.o-detstve.ru/