Консультация для воспитателей "Родительское собрание - одна из форм взаимодействия семьи и детского сада"
Консультация для воспитателей "Родительское собрание - одна из основных форм взаимодействия семьи и детского сада"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Родительское собрание – одна из основных форм
взаимодействия семьи и детского сада».
Воспитатель Тиняева О.П.
Г. Москва, Школа №1591, корпус 8; ВАО, Новокосино
Родительское собрание – одна из основных форм взаимодействия семьи и детского сада. К сожалению, очень часто родительские собрания сводятся лишь к решению организационных вопросов, а зря, педагогическое просвещение родителей необходимо. Интересное, умело организованное и содержательное родительское собрание играет немаловажную роль во взаимоотношениях воспитателей и родителей.
Если к родительским собраниям подходить творчески и неформально, то очень скоро родители станут единомышленниками, и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче и разнообразней.
Многолетняя связь с родителями, учет воспитателями современных требований и изменение культурного уровня людей, степень педагогического просвещения родителей заставляют использовать новые формы и методы общения с родителями.
Как воспитание детей, так и требования к родителям стали многообразнее, тоньше, интереснее и требуют от воспитателей большой эрудиции, гибкости, вдумчивости в постановке вопросов перед всем коллективом родителей и каждой семьёй отдельно.
Технология подготовки и проведения родительских собраний.
Общие методические рекомендации
1.Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал.
2. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.
3. Максимальная продолжительность – 1-1,5 часа.
4.В начале учебного года, на первой встрече с родителями, следует определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год. Это выясняется с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы на учебный год.
5. Собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, дискуссия, конкурс и т.д.) и индивидуальный (по запросам родителей).
6. Тематика и содержание собраний зависит от возраста детей и особенностей группы.
7. Проведение родительских собраний требует от воспитателей тщательной подготовки, составления сценария собрания, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
8. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения.
9. В процессе собрания следует использовать различные средства коммуникации (вербальные и невербальные). Следует помнить, что впечатление о воспитателе складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса, осанка, жесты и т.д.).
Подготовка к родительскому собранию
- Выбор темы собрания.
- Определение целей родительского собрания
- Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
- Определение вида, формы, этапов родительского собрания.
- Разработка сценария.
- Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания. Привлечение к подготовке родительского собрания родительского комитета группы и ли отдельных активных родителей.
- Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (беседы, заполнение анкет, опросников). Заполнение специально разработанных анкет поможет воспитателю составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить.
- Приглашение родителей и других участников собрания (заведующего, старшего воспитателя, врача, узких специалистов: логопеда, психолога и т.д.).
- Подготовка конкурсов и выставок по теме собрания.
- Написание плакатов по теме собрания.
- Аудио-, видеозапись ответов детей по теме собрания.
- Проведение до собрания заседания родительского комитета.
- Изготовление оригинальных памяток.
- Разработка проекта решения собрания.
- Оборудование и оформление места проведения родительского собрания (оформление выставки, выпуск стенгазеты, подбор фоновой музыки и т.д.).
Успех родительского собрания во многом зависит от среды, в которой проходит встреча (свет, отопление, интерьер, мебель и т.д.). Различное расположение мебели способствует разнообразным формам проведения, например, для групповой работы, общения в парах стулья лучше расставить полукругом. Общение в круге вызывает чувство команды и единства.
Поиск совместных путей решения всевозможных проблем воспитания, обучения и развития детей - основная задача родительского собрания.
Собрания можно условно разделить на несколько видов:
- Организационные, на которых составляют и утверждают планы работ, избирается родительский комитет, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
- Установочные, на которых родителей знакомят с изменениями в нормативно - правовой базе, образовательном процессе учреждения;
- Консультативные, на которых обсуждаются те или иные групповые мероприятия, требующие поддержки, одобрения родителей;
- Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;
- Совместные с воспитанниками и родителями;
- Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям;
- Тематические, на них обсуждаются наиболее актуальные и сложные проблемы;
- Собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения родителей и педагогов;
- Собрания-практикумы, направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания;
- Информационно-просветительские, являются формой педагогического просвещения родителей; посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием детей;
- Итоговые (отчетные), их цель показать воспитательно-образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание на положительные и отрицательные явления жизни группы.
Организационные формы родительских собраний могут быть самыми разными:
- Классическое (традиционное) собрание (донесение информации до родителей, ответы на вопросы родителей);
- КВН;
- Вечер-встреча;
- Круглый стол;
- Опыт;
- Тренинг;
- Практикум;
- Дискуссия;
- Размышления;
- Диалог;
- Консилиум;
- Педагогическая мастерская;
- Конкурс;
- Праздник и др.
Можно придумать для родительских собраний необычные, загадочные названия, в которых будет прослеживаться тематика встречи («В гостях у сказки», «Вечер вопросов и ответов» и др.).
Методов взаимодействия с родителями также множество, вот некоторые из них, которые можно и нужно использовать при проведении родительского собрания:
- Лекция;
- Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, выявляющая индивидуальные приемы воспитания;
- Игра (психологическая, ролевая), с помощью которой моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии;
- Исследование;
- Социально-педагогический тренинг;
- Совместные действия - выполнение заданий педагогом и родителями с дальнейшим анализом;
- Конструктивный спор, который помогает сравнивать различные тоски зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнения других участников, выбирать эффективные и рациональные способы решения проблем на основе сотрудничества;
Формы педагогического просвещения родителей тоже достаточно многообразны, которые используются при работе с родителями.
Индивидуальные:
- Изучение опыта семейного воспитания (посещение семей);
- Индивидуальные беседы, консультации.
Коллективные:
- Групповые и общие родительские собрания;
- Коллективные консультации;
- Лекции.
Наглядные:
- Выставки, фотомонтажи;
- Дни открытых дверей;
- Педагогические информационные стенды;
- Библиотека для родителей;
- Папки-передвижки с материалами по различным вопросам семейного воспитания.
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
При такой работе педагог обязан занимать более активную позицию, искать новые формы взаимодействия с семьями. В этом деле недопустим формальный подход. Работа должна быть интересна и важна как для ДОУ, так и для семьи. Необходимо правильно и качественно организовать взаимодействие детского сада с семьей, воспитателей с родителями.
Список использованной литературы
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребенка // Дошкольное воспитание №6, 1998.
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Педагогика, 2001.
3. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М., 2002.
4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. М.: Вако, 2013.
Интернет-источники