Обязанности родителей в детском саду
Опубликовано 29.05.2018 - 18:11 - Малегина Евгения Валерьевна
«Воспитатель-родители»
Обязанности педагогов вы уже знаете, а свои хотите узнать? Их немного:
• Выполнять Устав детского сада, с которым вас должны ознакомить, да он обычно распечатанный висит на информационных стендах;
• Соблюдать пункты договора между родителями и дошкольным учреждением;
• Оказывать учреждению посильную помощь и поддержку в вопросах реализации поставленных задач;
• Вовремя оплачивать содержание дошкольников в садике.
Администрация ДОУ определяет правила внутреннего распорядка – время приема детей, расписание занятий и т.п. Вы, уважаемые родители, должны выполнять их. Также есть требования в отношении одежды для сада, наличия сменной одежды и других вещей, которые нужны для обеспечения комфорта для ребенка и удобства персонала.
Обычно при приеме в садик вам выдают перечень всего, что нужно для вашего ребенка. Обязанности родителей не обременительны, но часто просто игнорируются.
Так, вы должны вовремя приводить и забирать малыша. Эх, как надоедает объяснять, что ваши опоздания очень мешают воспитательно-образовательному процессу! На работу вы же не опаздываете, а в садик – можно. Не хочется ругаться с мамами и папами, мы всегда смолчим, пойдем на уступки. А кто это ценит?
Крик души…
Или вот одежда для садика. Просишь, просишь, не надевать вещи сложного покроя с непонятными застежками, но кто слушает. А ведь есть утвержденные требования к одежде для детского сада. И ответственные родители их читают, готовя малыша в садик!
Какие претензии часто предъявляют воспитателю родители?
Эту статью я решила написать, основываясь на собственном опыте, а также, вспоминая случаи из практики моих сотрудников, и изучив тематические блоги родителей. По моим наблюдениям, есть несколько типов родителей: активные, но безобидные, агрессивные, адекватные, равнодушные или слишком тактичные.
Первые всем интересуются, постоянно звонят и расспрашивают о своем ребенке, стараются сделать что-то для группы, часто устанавливают достаточно близкие отношения с воспитателями и администрацией детсада. Они могут быть слишком надоедливыми, но такие родители очень помогают нам, берут на себя разные организационные вопросы и т.п. Они обычно не придираются к воспитателям, не конфликтуют, а стараются всячески их задобрить.
Агрессивные – это головная боль для всего садика. Этих родительниц все знают в лицо, они постоянно пишут жалобы, конфликтуют с педагогами и другими родителями. От этого, конечно, страдают все, в том числе и их же дети, поскольку они чувствуют отторжение со стороны коллектива. Педагог-профессионал не переносит свое отношение к конфликтным родительницам на их детей, но все равно, люди есть люди…
Этот типаж всегда недоволен: то не покормили, то не одели и не причесали нормально, то обидели, то простудили, то нос не вытерли...
Адекватные родители не станут конфликтовать по мелочам. Но они не смолчат, если что-то им не нравится. Такие родители доброжелательно, но твердо объясняют педагогу свою позицию и свою просьбу. Что говорить – этот тип родителей наиболее приятен любому воспитателю. Они знают свои права и не требуют невозможного.
Равнодушные могут быть действительно пофигистами, а могут быть просто слишком интеллигентными, чтобы выражать свое недовольство. Они не в силах заставить себя высказать претензии, даже если происходит что-то действительно безобразное: воспитатель не уследил за ребенком, и он разбил нос, постоянно ходит в мокрых штанишках, на улицу одет небрежно и т.п.
Вообще все претензии можно свести к одному: плохой уход и присмотр за детьми. Думаю, любой из вас, друзья, у кого есть дети, имеет множество «страшных» историй про бестолковых воспитательниц.
Пройдемся по конкретным обязанностям воспитателя в соответствии с ФГОС
Хочу сразу сказать, что про вытирание носов, плетение косичек, правильное одевание и докармливание ничего не сказано в должностной инструкции. Так что, опрятный внешний вид ребенка зависит от личности самого воспитателя. Если ему (ей) все равно, как выглядят дети, или сама воспитательница не отличается аккуратностью, то тут уж ничего не изменить.
Если других недостатков нет – она добра к детям, малыши сыты и веселы, то стоит принять ситуацию и не нервничать. Но когда детки ходят неопрятные, в группе бардак, режимные моменты не выполняются, то тут уж нужно проявлять недовольство.
С другой стороны, когда мамочка сооружает на волосах девочки башни с множеством заколок и резинок, то, извините, для сна все равно это расплетется, а потом никто обратно возводить прически не будет, хвостик или косичка – и хватит.
Обычно я проговариваю с родителями все требования к одежде, прическе, наличию сменки и другие вопросы, чтобы потом не возникало недоразумений.
Итак, кратко о должностных обязанностях:
• Построение и организация воспитательной и образовательной работы в соответствии с требованиями образовательных программ;
• Тщательный присмотр за вверенными детьми в помещении и на территории сада строго по требованиям инструкции по охране здоровья и жизни детей;
• Контроль состояния здоровья малышей, постоянное проведение мероприятий по укреплению физического и психологического здоровья, обеспечение гигиены по СанПин;
• Всестороннее изучение индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка, на основании наблюдений построение коррекционной и воспитательно-образовательной работы;
• Строгое соблюдение режима дня и плана занятий в доу;
• Целенаправленная и постоянная просветительная работа с родителями;
• Выполнение предписаний и требований нормативных документов по ФГОС
Это краткое перечисление моих обязанностей, но каждый из перечисленных пунктов содержит огромный перечень режимных и воспитательных моментов. Самое главное – ответственность за здоровье и жизнь малышей, а также четкое выполнение должностной инструкции.
Какой багаж знаний обязан иметь воспитатель для осуществления своей деятельности?
Понятно, что базовые знания по педагогике и образовательной программе в саду дает специальное учебное заведение. Но вот конкретно, что должен знать педагог-дошкольник?
Основные нормативные документы, научные педагогические и психологические дисциплины, правила:
o Ключевые направления развития современной дошкольной образовательной системы РФ;
o Нормативные и законодательные акты в рамках своей деятельности (по ФГОС);
o Международную конвенцию ООН о правах ребенка;
o Дошкольную педагогику, социопсихологию, возрастную психологию;
o Основы психологической детской реабилитологии;
o Психологические и физические особенности детей с ограничениями по здоровью;
o Методика мониторинга развития дошкольника и другой инструментарий;
o Законы этики педагога;
o Методика и практика организации досуга дошкольников в пределах ДОУ;
o Современные инновационные технологии дошкольной педагогики;
o Психологические приемы воспитательного воздействия на детей, основы эффективного коммуницирования с родителями воспитанников и коллегами;
o Методы и приемы диагностики, профилактики и устранения конфликтных ситуаций в детском и взрослом коллективах;
o Основы социологии, экологии, экономики;
o Трудовой Кодекс РФ;
o Правила пожбезопасности и охраны труда;
o Санитарные нормы в дошкольных учреждениях;
o Основы работы с текстовым редактором и т.п.
Функции воспитателя нельзя втиснуть в шаблон должностной инструкции, как вы понимаете. Даже перечисленные мной требования можно долго и нудно дополнять и расшифровывать. Работа с детьми – это каждый день экзамен на профпригодность, да и просто – на человечность.
Если говорить терминами, хороший воспитатель должен обладать определенными компетенциями, которые обозначены ФГОС. Что входит в перечень компетенций? Это те качества и знания, которые обеспечивают необходимые условия для развития дошкольников.
Какие компетенции определяют уровень профессионализма воспитателя?
Умение организовать эмоционально благополучный климат в группе путем непосредственного общения с каждым воспитанником. Построение взаимодействия с детьми на основе уважительного отношения к чувствам и потребностям каждой личности;
Стремление поддержать инициативность и индивидуальность малышей через наблюдение, изучение наклонностей и личностных качеств деток, создание благоприятных условий для развития;
Умение построить общение в коллективе детей через создание теплого, равноправного, открытого общения между детьми и педагогами. Учитывать при этом религиозные и социальные особенности семьи каждого ребенка, а также индивидуальные физические и психологические особенности малышей.
Обучать дошкольников умению общаться со сверстниками и взрослыми. Организовать благоприятную среду в группе для развития коммуникативных навыков у детей.
Распределение посильных трудовых обязанностей между детьми;
Построение эффективного взаимодействия с родителями воспитанников так, чтобы сделать их союзниками в деле всестороннего развития детей.
Кроме всего прочего, я, как воспитатель, слежу за соблюдением порядка и чистоты в группе, контролирую работу помощника воспитателя, осуществляю ведение кучи документации, организовываю проведение занятий и праздничных мероприятий, заменяю при необходимости напарницу… Всего сразу и не упомнишь, честно говоря.