Педагогический проект "Юные пешеходы"

Ксенофонтова Алевтина Ксенофонтовна

Педагогический проект "Юные пешеходы"

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

1.     Краткая аннотация проекта ……………………………….….3

2.     Актуальность проблемы ………………………………….…..3

3.     Цель и задачи проекта …………………………………….…..4

4.     Ожидаемые результаты …………………………………...…..4

5.     Оценка качества реализации проекта ………………………..6

6.     Ресурсы проекта ……………………………………………….7

7.     Список литературы ……………………………………………8

8.     Приложения …………………………………………………...9

 

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

 

Участники проекта:

 

·         дети старшего дошкольного возраста,

·         родители воспитанников,

·         воспитатель старшей группы

·         старший воспитатель,

·         педагог- психолог,

·         музыкальный руководитель,

·         инструктор по физическому воспитанию

·         инспектор ГИБДД

 

Актуальность:

 

Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к приоритетным задачам развития нашей страны. С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. Около 80% всех дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения, как по незнанию их, так и по нежеланию их выполнять. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок: ему трудно понять, что такое тормозной путь, каково время реакции водителя, что такое транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

У дошкольников отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Именно поэтому детей необходимо не только  обучать правилам  дорожного движения, но и прививать им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению этой задачи. Над  этой проблемой работают в тесном сотрудничестве и мой  детский сад, и родители воспитанников.

Вся работа направлена на достижение целей формирования  основ безопасности собственной жизнедеятельности через передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира  транспортного средства, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям. В контексте ФГОС современный детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Новизна проекта: в радикальном преобразовании форм, методов, и приемов, используемых  в работе по формированию у дошкольников правил дорожного движения.

 

 

 

Вид проекта: познавательно-игровой.

По количеству детей: групповой.

По профилю знаний: межпредметный (социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, познавательное развития)

По уровню контактов и масштаба организации: на уровне МБДОУ «Детский сад №116 «Родничок» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах, создание необходимых условий для предупреждения детского травматизма на дорогах, включения родителей воспитанников в образовательную деятельность на основе  активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения.

Задачи

Образовательные:

1.     Обучать детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в дорожной среде

2.     Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

Развивающие:

1.     Расширять словарный запас детей по дорожной лексике

2.     Создать условия для сознательного изучения дошкольниками Правил  дорожного движения.

3.     Повышать компетентность родителей по особенностям обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте, Правилам дорожного движения.

4.     Активизировать работу педагогов по пропаганде дорожного движения.

Воспитательные:

1.                  Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети:

·         осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

·         проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

·         умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

·         знание правил безопасного поведения на улицах.

·         умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

·         умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

·         умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

·         способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

·         представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

 

 

 

Педагоги:

·         сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.

·         укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению.

 

Сроки реализации проекта: два года.

 

Результаты реализации проекта:

·         созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

·         разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями;

·         проведен цикл занятий по темам: «Безопасное поведение на улице в транспорте», «Автоград-город дисциплинированных», «Веселый перекресток!», «Правила дорожные – правила надежные », «Путешествие в Королевство Трехглазки» и другие.

·         разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

 

Этапы работы над проектом:

I этап «Подготовительный»

II этап «Основной»

III этап «Заключительный»

 

Подготовительный  этап:

  • Подбор материала по Правилам дорожного движения.
  • Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных  ситуациях.
  • Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история»,  М. Пляцковский «Светофор»,  А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города»,  «Просто это знак такой…», «Постовой»,  «Продуктовая машина»,   Н. Носов «Автомобиль» и т.д.
  • Изготовление дидактических игр по ПДД: «Кто отличник-пешеход?»,
    «Светофор», «Найди нужный знак», «Водители» и другие.
  • Разучивание подвижных игр: «Угадай знак», «Повороты», «Наш друг –постовой», «Стоп –идите», «Три движения» и другие.
  • Подбор материала для разработки модуля «Правила дорожного движения».

Основной этап работы:

·         Мониторинг

·         Проведение мероприятий по модулю «Правила дорожные- правила надежные»

·         Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД

·         Решение игровых ситуаций

·         Рисование «Мы-пешеходы, Твой друг-автомобиль»

·         Аппликация «Пассажирский транспорт»,

«Лучший пешеход»

·         Конструирование «Улица нашего города»

·         Проведение бесед на тему: «Твой приятель – светофор», «Зачем нужны дорожные знаки», «Улицы города», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад», «Мы – пассажиры», «Мы – пешеходы», «Основные части улицы»

·         Просмотр презентаций «Замечательная дорожная азбука»

·         Проведение экскурсий к перекрестку «Правила маленького пешехода»

·         Оборудование детского игрового пространства «Азбука дорожного движения»

·         Изготовление атрибутов к сюжетно–ролевым играм:                         «Дорожное движение», «Инспектор ДПС».

·         Изготовление учебно–дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал)

·         НОД «Светофор», «Азбука дорожного движения»

·         Проведение с воспитанниками тематических развлечений: викторина «Дорожная азбука»,  «Что? Где? Когда?»,  

·         Консультации для родителей: «Ваш ребёнок на улице»,         «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма»,                       «Родителям – о безопасности дорожного движения»,                         «Автокресло – детям»

Использование разных форм просветительной работы по пропаганде правил дорожного движении среди родителей:

·         анкетирование

·         памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения  ПДД

·         консультационный материал

·         папки-передвижки

·         презентация «На улицах большого города».

·         выступления на родительском собрании «Мы – пешеходы!».

Заключительный:

Подведение итогов проекта, вручение дипломов, благодарственных писем родителям, презентация проекта «Правила дорожные знать каждому положено».

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника детей в рамках проведения проекта:

1. Уровень сформированности представлений

·              о транспортных средствах;

·              об улице (виды перекрестков);

·              о правилах перехода проезжей части.

 

2. Знание дорожных знаков:

·              предупреждающих;

·              запрещающих;

·              информационно-указательных;

·              знаков сервиса.

3. Уровень культуры поведения детей

·              на улице;

·              в транспорте.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

1.      Нормативно-правовое

·         Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17.11.95 г.

·         Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России».

·         Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.

·         Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 гг.».

2.      Информационное:

·         информационная страница на сайте дошкольного учреждения;

·         презентации,

3.      Организационное:

·         сотрудничество с управлением ГИБДД,

·         работа по управлению деятельностью участников проекта.

4.      Материально-техническое:

·         уголок безопасности в групповых помещениях;

·         дорожно-транспортная площадка;

·         выносные макеты дорожно-транспортных средств

·         методические и дидактические пособия, картотека.

5.      Методическое:

·         теоретическая и методическая литература,

·         материалы по передовому педагогическому опыту.

6.      Кадровое: в проекте участвуют:

·         дети старшего дошкольного возраста,

·         родители воспитанников,

·         воспитатель старшей группы

·         старший воспитатель,

·         музыкальный руководитель,

·         инструктор по физическому воспитанию,

·         инспектор ГИБДД.

Предложенный проект направлен  на организацию  на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения дисциплинированных  пешеходов.

Такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в моем  проекте, то, что я смогла заинтересовать родителей и детей данной проблемой.

Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей,  а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

 

Список используемой литературы:

 

1.     Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина  Основы безопасности детей дошкольного возраста:  Просвещение, 2007

2.     К.Ю.Белая Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010

3.     Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева  Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997

4.     Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице: «Детство-пресс», 2008

5.     Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005

6.     Л.Б. Поддубная Правила дорожного движения подготовительная группа. -  Волгоград, « Корифей», 2009

7.     Ф.С. Майорова  Изучаем дорожную азбуку. - М.: «Издательство Скрипторий» 2005

8.     Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.

9.     Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.