«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Специалисты в области дошкольного образования не раз подчеркивали важность вопроса развития мелкой моторики рук у детей. Этот вопрос остается актуальным и в настоящее время.
Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется физиологическими и психическими особенностями детей данного периода развития. Это обусловлено тем, что в именно в дошкольном возрасте активно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, а это расширяет его возможности познания окружающего мира. В основе всестороннего познания окружающего мира лежит тактильно-двигательное восприятие. Именно чувственное восприятие дает первые впечатления и знания о форме, величине и расположении предметов в пространстве. Развитая мелкая моторика также является одним из главных помощников овладения речью для ребенка.
Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. Зачастую именно в этой области дети дошкольного возраста испытывают трудности. Поэтому я считаю, что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать с раннего возраста.
Мой педагогический опыт состоит в подборе и применении дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.
В группе мною созданы условия для соответствующей детской деятельности, была подобрана и создана система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет.
Построенная систематическая работа с детьми совершенствовала и закрепляла мелкую моторику детей 3-4 года жизни.
Моя работа проходила в несколько этапов.
На подготовительном этапе проанализирована психолого-педагогическая литература, определено, что такое мелкая моторика, значение игр и упражнений для ее развития, а также подобран комплекс дидактических игр и упражнений, ориентированных на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни.
Основной этап предполагает применение дидактических игр и упражнений в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.
На заключительном этапе проанализированы результаты проведенной работы.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мною определено, что мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Так же применяется термин ловкость в применении к моторным навыкам руки и пальцев.
Мною выделено следующее значение развития мелкой моторики:
- Мелкие и точные движения кистями и пальцами рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие высших психических функций – мышления, памяти, внимания;
- Точная и слаженная моторика является основой формирования навыков самообслуживания у детей;
- Уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.
В связи с этим определены следующие наиболее эффективные методы работы:
- словесный метод;
- наглядно-действенный метод;
- практический метод;
- игровой метод.
Словесный метод предполагает словесные объяснения воспитателя при рассматривании наглядных объектов, разъяснении правил игры или правил и последовательности выполнения упражнения.
Наглядно-действенный метод реализую путем показа предмета, а ребенок имеет возможность предмет рассмотреть, потрогать, действовать с ним.
Практический метод предполагает применение усвоенных знаний в практической деятельности. Поэтому после общего показа и объяснения детям предлагается под руководством взрослого выполнить часть дидактической игры отдельно каждому ребенку. Возможны единичные указания.
Игровой метод занимает ведущее место, так как дидактические игры повышают у детей интерес к обучению. Игровые приемы позволяют быстрее заинтересовать детей и усвоить предлагаемый материал. Часто я использую такие приемы как:
- обыгрывание той или иной ситуации,
- прием появления игрушки, сказочного персонажа;
- помощь игрушкам или сказочным героям в решении трудностей;
- использование сюрпризных моментов.
Мною определены следующие виды работ, направленные на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни:
- Игры с мелкими предметами;
- Пальчиковые игры;
- Дидактические игры.
Игры с мелкими предметами:
Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Идеи игр в создании изображений из частей. Но при этом ребенок постоянно манипулирует деталями, что способствует интенсивному развитию мелкой моторики пальцев рук.
- мозаика;
- пазлы;
- конструктор;
- пирамидки;
- игры-вкладыши;
- игры-шнуровки;
- игры-лабиринты;
- игры с прищепками
- игры с палочками и т.д.
Например, это игры:
Мозаика (разного диаметра),
Пазлы (на картонной, мягкой и деревянной основе, в том числе на деревянных палочках)
Конструктор «Лего», «Фермер», «Звёздочки»,
Пирамидки
Кубики Блоки Дьенеша, «Сложи узор»,
Игры-вкладыши «Воздушный шар», «Божья коровка», «Грузовой автомобиль», «Геометрические фигуры»
Игры-шнуровки «Собери бусы», «Пришей пуговицу», «Зашнуруй ботинок», «Собери гусеницу», «Мыши и сыр»
Игры-лабиринты
Игра с прищепками «Солнышко», «Карусель», «Трава», «Овощи», «Фрукты», «Ёжик» и т.д.
Пальчиковые игры:
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:
- скороговорки;
- чистоговорки;
- стихи;
В первое время будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но потом, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, дети должны делать их уже самостоятельно.
Картотеки чистоговорок, скороговорок и пальчиковых игр подобраны по возрасту и отражаются в планировании тематических недель.
Дидактические игры:
- «Цветные дорожки» - прохождение дорожки указательным и средним пальцами рук поочередно;
- «Веселые дорожки» - прохождение дорожки указательным и средним пальцами рук поочередно или безотрывно провести пальцем по дорожке;
- «Скалочка» - координация движения рук и пальцев руки при прокатывании скалочкой по поверхности вперед-назад;
- «Удержи игрушку» - координация движений рук при сжимании и разжимании резиновой игрушки;
- «Рыбки в аквариуме», «Мед для мишки» - координация движений рук при переносе объемного предмета (шарика) из одной емкости в другую при помощи ложки, совочка;
- «Перелей воду» - перенос воды из одной емкости в другую при помощи ложки, намачивания и отжимания губки;
- «Забавные резиночки» - задача ребенка надеть на пальцы резинки в такой же последовательности, как на картинке.
Работа с родителями:
- консультирование «Развитие мелкой моторики детей», «Играем с мамой на кухне», «Поиграем в выходной».
Таким образом, проводя работу по развитию мелкой моторики рук детей регулярно по несколько минут в день, можно добиться хороших результатов, используя разные виды деятельности: игру, конструирование, повторение пальчиковых движений. Регулярные занятия с ребятами способствуют одновременно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prytkova_e.i._razvitie_melkoy_motoriki_ruk_detey_3-4_let.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется физиологическими и психическими особенностями детей данного периода развития. Это обусловлено тем, что в именно в дошкольном возрасте активно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, а это расширяет его возможности познания окружающего мира. В основе всестороннего познания окружающего мира лежит тактильно-двигательное восприятие. Именно чувственное восприятие дает первые впечатления и знания о форме, величине и расположении предметов в пространстве. Развитая мелкая моторика также является одним из главных помощников овладения речью для ребенка. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. Зачастую именно в этой области дети дошкольного возраста испытывают трудности. Поэтому я считаю, что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать с раннего возраста .
Этапы работы: Подготовительный: анализ психолого-педагогической литературы, определено, что такое мелкая моторика, значение игр и упражнений для её развития, а также подобран комплекс дидактических игр и упражнений, ориентированных на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни. Основной: применение дидактических игр и упражнений в совместной деятель- ности взрослого и ребёнка , а также в самостоятельной деятельности детей . Заключительный: анализ результатов проведённой работы .
Что такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Так же применяется термин ловкость в отношении к моторным навыкам руки и пальцев.
Значение развития мелкой моторики: Мелкие и точные движения кистями и пальцами рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие высших психических функций – мышления, памяти, внимания ; Точная и слаженная моторика является основой формирования навыков самообслу - живания у детей; Уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.
Методы работы: - словесный метод; - наглядно-действенный метод; - практический метод; - игровой метод.
Виды работ, направленные на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни: Игры с мелкими предметами; Пальчиковые игры; Дидактические игры.
Игры с мелкими предметами : Мозаика Пазлы
Игры с мелкими предметами : Конструктор Пирамидки
Игры с мелкими предметами : игры-вкладыши игры-шнуровки
Игры с мелкими предметами : игры-лабиринты игры с прищепками
Пальчиковые игры: Опора на: Скороговорки Чистоговорки Стихи
Дидактические игры: «Цветные дорожки » «Весёлые дорожки»
Дидактические игры: «Удержи игрушку» «Скалочка»
Дидактические игры: «Рыбки в аквариуме» «Мед для мишки» «Перелей воду»
Дидактические игры: «Забавные резиночки »
Регулярные занятия с ребятами способствуют одновременно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех усилий , которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.
С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е !
- Мне нравится (1)