Постановка звука Р
Звук Р самый поздний звук, в 3-4 года "рычать" ребенок еще не должен, норма, когда он появляется к 5-6 годам. Если этого не происходит, родители либо обращаются за помощью к логопеду, либо начинают заниматься дома сами.
Вы должны знать, что простое подражание рокочущих звуков окружающего мира - гремит гром, рычит тигр, едет машина - помогает только в очень легких случаях и скорей всего к желанной цели вас не приведет. Потребуются специальные подготовительные упражнения:
«Улыбка»
Ребенок улыбается так, чтобы было видно верхние и нижние зубы, такое положение нужно удерживать 5-7 секунд.
«Гармошка».
Присосать язык к небу, губы растянуты в улыбке. Не отрывая языка от неба, малыш должен открывать и закрывать рот.
«Комарик».
Улыбнуться, рот открыть. Поднять язык за верхние зубы и длительно произнести «з».
«Вкусное варенье».
Пусть малыш представит, что он съел варенье и испачкал губки. Нужно облизать верхнюю губу, двигая широким языком сверху вниз.
«Чистим зубки».
Язычок – это зубная щетка. Не открывая рот, ребенок должен водить кончиком языка между губами и зубами.
«Художник»
Улыбнуться и приоткрыть рот. Покрасить небо кончиком языка.
«Снежинка».
Возьмите кусочек ваты – положите малышу на ладошку. Ребенок должен глубоко вдохнуть и подуть, чтоб снежинка улетела.
Постановка звука.
* Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык нужно прижать к альвеолам и произнести «Дззз». Сначала это будет похоже на джж, а затем, если ребенок будет сильнее прижимать язык, будет получаться Р.
*Держать рот открытым и на выдохе длительно произнести «ддд» очень быстро. Язык должен смыкаться не с резцами, а с деснами верхних резцов.
Механический способ.
Положите голову ребенка себе на колени. Ребенок«присасывает «язык к небу. Одновременно большим и указательным пальцами прижмите к небу боковые края его языка. Ребенок должен с силой дуть на язык. Как
правило, если все условия были соблюдены, сразу появляется вибрация и звук Р.
Когда малыш начнет выговаривать звук Р изолированно, нужно переходить кавтоматизации. Работа это кропотливая - сначала звук закрепляют в слогах, потом в словах, предложениях и в заключении в обыденной речи.
В слогах:
Ра-ра-ра начинается игра
Ру-ру-ру скачет кенгуру
Ры-ры – ры прилетели комары
В словах:
В начале слова: рожок, рак, рой, радость, рама, Русский, рагу, ромашка, рояль, рогатка.
В середине: морковь, картофель, картон, гора, арбуз, серебро, кобра, ведро, зебра, артист, сор, домра, ядро, трава, транспорт, драка, дракон.
В конце: командир, веер, доктор, сахар, узор, укор, гусар, помидор, Егор, пар, навар, пожар.
В предложениях: У Ромы в огороде растет морковь, огурцы и помидоры. Рая нарисовала картину. Рита вырезает из картона розу.
Для автоматизации подберите по 10-20 примеров.
Во время перехода от звукосочетания тр, др к слогам тра - дра очень часто возникают затруднения в слитном произношении. Попробуйте такой прием: поставить сжатые кулачки перед грудью и в момент, когда произноситься тр-р-р-а рука резко опускается вниз. Так же можно сочетать с хлопками в ладоши, прыжками вверх. Выполнение резких движений с произнесением слогов, переключает с лишней сосредоточенности ребенка на движение артикуляционного аппарата, облегчает переход от изолированного произнесения в введению звука в слова.
Занимайтесь, и вскоре в доме появится настоящий тигр. Если что то будет непонятно, совсем не получается, Вы всегда можете обратиться за консультацией к логопеду.