Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы.
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми(опыты) подготовительной группы.
Период | Тема | Вещество объект или влияние | Место в режиме | Содержание работы |
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май | 1.Растения и воздух. | Воздух | Утро Вечер | Узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух. |
2.Черви во время дождя. | Вода | Утро Вечер | Установить причину выхода дождевых червей на поверхность земли. | |
3.Верблюды в пустыне. | Вода | Утро Вечер | Показать, почему верблюды могут жить в пустыне, неделями обходясь без воды. | |
4.Компоненты почвы. | Почва | Утро Вечер | Установить, что почва содержит несколько компонентов. | |
5.Возраст рыбы. | Чешуя | Утро Вечер | Определение возраста рыбы.
| |
6.Мушки. |
| Утро Вечер | Понаблюдать за жизненным циклом мушек. | |
7.Растение ищет свет. | Свет | Утро Вечер | Установить, как растение ищет свет. | |
8.Что есть в сухой почве. | Почва | Утро Вечер | Установить, что есть живые и не живые объекты природы. | |
9.Кошка чистюля. | Влага | Утро Вечер | Выяснить, как кошка языком чистит себе шерстку. | |
10.Звезды светят постоянно. | Свет | Утро Вечер | Показать, что звезды светят постоянно. | |
11.Как маскируются животные. | Цвет | Утро Вечер | Выяснить, как маскируются животные. | |
12.Причины роста зеленых растений. | Свет | Утро Вечер | Выяснить причины роста зеленых растений. | |
13.Звезды движутся. | Свет | Утро Вечер | Установить, почему звезды движутся по кругу. | |
14.Защита растений. | Вода | Утро Вечер | Показать, как вода влияет на растения в зависимости от температуры. | |
15.Вода и листья растений. | Вода | Утро Вечер | Показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинки. | |
16.Просачивание воды в почву. | Вода | Утро Вечер | Показать, что вода уходит в почву. | |
17.Термометр. | Тепло | Утро Вечер | Посмотреть, как работает термометр. | |
18.Испарение. | Влага | Утро Вечер | Показать, как растения теряют влагу через испарения. | |
19.Камни и вода. | Вода | Утро Вечер | Узнать, как замерзшая вода двигает камни. | |
20.Питание для растений. | Питание | Утро Вечер | Показать, как растение может обеспечить себя питанием. | |
21.Выращивание грибка | Влага | Утро Вечер | Вырастить грибок под названием «хлебная плесень». | |
22.Грязная и чистая вода. | Вода | Утро Вечер | Выявить, что есть чистая (живая) и грязная (мертвая) вода. | |
23.Воздух может занимать место. | Воздух | Утро Вечер | Показать, что воздух занимает место. | |
24.Влияние температуры на рост бактерий. | Тепло | Утро Вечер | Продемонстрировать эффект, который оказывает температура на рост бактерий. | |
25.Из каких цветов состоит солнечный луч. | Цвет | Утро Вечер | Узнать, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч. | |
26.Почва сжимается. | Почва | Утро Вечер | Выявить, что почва сжимается, от туда выходит воздух и вода. | |
27.Почему солнце видно до восхода. | Свет | Утро Вечер | Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом. | |
28.Выращивание растений из морковных верхушек. | О росте | Утро Вечер | Вырастить растение из морковных верхушек. | |
29.Тепло для веток | Тепло | Утро Вечер | Выявить, что тепло необходимо для того, чтобы листья быстрее появились. | |
30.Свет и тень. | Свет | Утро вечер | Выявить длину тени малыша и взрослого. | |
31.Подружимся с дождевым червяком. | Влага | Утро Вечер | Выявить, какая поверхность у дождевого червя. | |
32.Что нравится червяку. | Почва | Утро Вечер | Выявить, что любит червяк и что чувствует. |
Опыт № 1
Растение и воздух.
Цель: Узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Материал: цветок в горшочке, вазелин.
Процесс: Намажьте толстый слой пластилина на верхнюю сторону четырех листочков растения. Намажьте толстый слой пластилина на нижнюю сторону других четырех листочков растения. Ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. Есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу?
Итоги: Листья, на которые вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.
Почему? Отверстия на нижней поверхности листьев – устьица – служат для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа излишков кислорода.
Опыт № 2
Черви во время дождя.
Цель: Установить причину выхода дождевых червей на поверхность земли.
Материал: земляные черви и земля, полстакана камешков для аквариума.
Процесс: Налить воды в стакан с камешками, пока их не закроет вода. Объясните, откуда берутся пузырьки воздуха и почему, потом они перестают идти. Налить воды в банку с землей и червями, пока вода не закроет всю землю. Идут ли пузырьки воздуха из земли? Как черви реагируют на воду?
Итоги: Пузырьки воздуха в течение короткого времени выходят из камешков и из земли. Черви вылезают на поверхность.
Почему? Вода вытесняет воздух из пустот в камешках и в земле, поэтому мы видим поднимающиеся из воды пузырьки воздуха. Черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в почве. Когда идет сильный дождь, часто на поверхности земли можно видеть червей – они вылезают наружу в поисках кислорода.
Опыт № 3
Верблюды в пустыне.
Цель: Показать, почему верблюды могут жить в пустыне, неделями обходясь без воды.
Материал: зеркальце.
Процесс: Подышите на зеркало.
Итоги: Зеркало затуманивается, так как на нем оседают мельчайшие капельки влаги.
Почему? Воздух, вдыхаемый человеком, так же, как и другими животными существами, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходится без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.
Опыт № 4
Компоненты почвы.
Цель: Установить, что почва содержит несколько компонентов.
Материал: образец почвы, банка с водой.
Процесс: Опустите комочки почвы в банку с водой и дайте ей отстоятся. Через некоторое время на дно емкости опустится песок, глина, камешки, а остатки песка будут плавать сверху. Задания: 1)рассмотрите через лупу; 2)назовите их.
Итоги: Дети усваивают, что почва состоит из остатков растений, песка, глины, мелких камешков.
Почему? В плодородной почве все компоненты важны: глина удерживает влагу, мелкие камешки и песок как дренаж, остатки растений – органика (удобрение).
Опыт № 5
Возраст рыбы.
Цель: Определение возраста рыбы.
Материал: рыбья чешуя, бумага темного цвета, увеличительное стекло.
Процесс: Положить чешуйки на бумагу. Через увеличительное стекло рассмотреть колечки на чешуйках. Сосчитать светлые, более широкие кольца.
Итоги: Число светлых колец равно возрасту рыбы в годах.
Почему? Как и годовые кольца, на стволе дерева, кольца на чешуйках образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. В это время рост колец происходит за счет увеличения светлой прослойки, и поэтому она намного шире темной полоски, образующейся зимой и растущей гораздо медленнее. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.
Опыт № 6
Мушки.
Цель: Понаблюдать за жизненным циклом мушек.
Материал: банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).
Процесс: Очистите банан и положите его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой.
Итоги: Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в коконы, а в конце концов появятся мушки.
Почему? Дрозофил привлекает запах спелых фруктов. Они откладывают на фруктах яйца, из которых развиваются личинки и потом образуются куколки. Куколки похожи на коконы, в которые превращаются гусеницы. На последней стадии из куколки выходит взрослая мушка, и цикл повторяется снова.
Опыт № 7
Растение ищет свет
Цель: Установить, как растение ищет свет.
Материал: домашнее растение.
Процесс: Поставьте растение у окна на три дня. Поверните растение на 180* и оставьте еще на три дня.
Итоги: Листья растения поворачиваются к свету. Повернув растение, вы меняете направление его листьев, но через три дня растение снова поворачивается к свету.
Почему? Растения содержат вещество под названием ауксин, которое способно удлинять клетки. Накопление ауксина происходит на темной стебля. Излишки ауксина заставляют находящиеся на темной стороне клетки вырастать длиннее, из-за чего стебли растут по направлению к свету. Это движение к свету называется фотосинтезом.
Опыт № 8
Что есть в сухой почве?
Цель: Установить, что есть живые и не живые объекты природы.
Материал: образцы сухой рыхлой почвы на каждого ребенка, лупа.
Процесс: Исследуйте с детьми, из чего состоит почва, есть ли в ней: песок, глина, камешки и остатки органики. Задание: 1)выберите из нее веточки, листья, хвою, камешки и т. д.; 2)найдите глину (песок).
Итоги: Дети перечисляют все, что они нашли в почве – живое и не живое.
Почему? В плодородной почве все компоненты важны: глина удерживает влагу; мелкие камешки и песок как дренаж; остатки растений – органика (удобрение).
Опыт № 9
Кошка чистюля.
Цель: Выяснить, как кошка языком чистит себе шерстку.
Материал: ватный тампон, пилка для ногтей, карандаш.
Процесс: Потрите грифель о палец, пока на нем не появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите палец и пилку потрите пилку о ватный тампончик. Осмотрите пилку и тампон.
Итоги: Пилка снимает с пальца след от карандаша и отдельные волокна ваты с тампона.
Почему? Шершавая поверхность пилки снимает с пальца след от карандаша и волокна ваты с тампона. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет. Кошка вылизывает свою шерсть и таким образом чистит ее. Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нем расположены жесткие бугорки, особенно заметные в середине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке. Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с нее пыль, грязь и выпавшие волосики.
Опыт № 10
Звезды светят постоянно.
Цель: Показать, что звезды светят постоянно.
Материал: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.
Процесс: Пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую – фонарик. Включите фонарик и с расстояния 5 см посветите на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.
Итоги: Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.
Почему? В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке не зависимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно становится их тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету , начинает выделятся на черном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.
Опыт № 11
Как маскируются животные.
Цель: Выяснить, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным пластиком.
Итоги: желтая птичка исчезла.
Почему? Как желтая птичка, так и красный пластик отражают свет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет не чистый, о содержит в себе желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающегося пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы и травы.
Опыт № 12
Причины роста зеленых растений.
Цель: Выяснить причины роста зеленых растений.
Материал: два маленьких одинаковых зеленых растения в горшочках.
Процесс: Поместите одно растение на солнце, а другое – в темный шкаф. Оставьте растения на неделю. Сравните их цвет.
Итоги: Растение, находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло.
Почему? Для того чтобы в растении произошла реакция фотосинтеза, нужен солнечный свет. Хлорофилл – зеленый пигмент, необходимый для фотосинтеза. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из-за этого растение бледнеет и умирает. Зеленые водоросли растут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше солнца, тем они зеленее. На глубину ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зеленые водоросли не растут.
Опыт № 13
Звезды движутся.
Цель: Установить, почему звезды движутся по кругу.
Материал: ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.
Процесс: Вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см. наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленьких точек. Проткните круг по центру карандашом и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, быстро крутите его.
Итоги: На вращающемся бумажном круге появляются световые кольца.
Почему? Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в световые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластине длинный круговой след, как будто звезды двигались по кругу. На самом же деле движется сама Земля, а звезды относительно нее не подвижны. Хотя нам кажется, что движутся звезды, движется фотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей.
Опыт № 14
Защита растений.
Цель: Показать, как вода влияет на растения в зависимости от температуры.
Материал: 2 блюдца, 2 термометра, алюминиевая фольга, бумажные салфетки, холодильник.
Процесс: Сверните фольгу так, чтобы она смогла служить подобием пенальчика для термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец его оставался снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочите водой. Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в момрозилку. Минуты через две сравните показания термометров. Следите за показаниями термометров каждые две минуты в течение 10 минут.
Итоги: Термометр, находящийся в пенале, обернутом мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру.
Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло выделяется или поглощается. Как видно из показаний термометров, выделяемое тепло нагревает окружающее пространство. Таким образом, можно защитить растения от низких температур, поливая их водой. Однако этот метод не пригоден, когда заморозки продолжаются довольно долго или когда температура опускается ниже точки замерзания воды.
Опыт № 15
Вода и листья растений.
Цель: Показать, что листья и стебли растений могут вести себя как соломинки.
Материал: стеклянная бутылочка, лист плюща на стебельке, пластилин, карандаш, соломинка, зеркало.
Процесс: Налейте в бутылочку воды, оставив ее незаполненной на 2-3 см. возьмите кусок пластилина и обмажьте им стебель ближе к листу. Вставьте обмазанный пластилином стебель в горлышко бутылки, погрузив его кончик в воду, и зажмите горлышко пластилином как пробкой. Карандашом проделайте в пластилине отверстие для соломинки. Вставьте в отверстие соломинку так, чтобы ее конец не доставал до воды. Закрепите соломинку в отверстии пластилином. Возьмите бутылочку в руки и встаньте перед зеркалом, чтобы видеть в нем ее отражение. Через соломинки высасывайте воздух из бутылочки. Если вы хорошо замазали горлышко пластилином, то это будет нелегко.
Итоги: Из погруженного в воду стебля начинают выходить пузырьки воздуха.
Почему? В листе есть отверстия, называемые устьицами, от них к стеблю идут микроскопические трубочки – ксилемы. Когда вы высасываете воздух из бутылочки через соломинку, то он проникает в лист через эти отверстия устьица и по ксилемам поступает в бутылочку. Так лист и стебель выполняют роль соломинки. В растениях устьица и ксилемы служат для движения воды.
Опыт № 16
Просачивание воды в почву.
Цель: Показать, что вода уходит в почву.
Материал: образцы почвы, зеркало (стекло), поднос, свеча, спички, почва в жестяной банке на ножках.
Опыт выполняет взрослый, дети наблюдают!
Процесс: Вопрос к детям: «Есть ли вода в почве?» Выслушать и предложить проверить опытным путем. Перед проведением эксперимента дайте потрогать стеклышко. Холодное или теплое? Сухое или мокрое? Нагрейте почву над свечкой, держа над ней зеркало (стеклышко). Пусть юные ученые снова осторожно проведут пальчиками по стеклу. Каким оно стало? Откуда вода?
Итоги: Дети узнают о значении воды в жизни человека и животных.
Почему? Вода главный компонент почвы, она очень важна для живого, находящегося под землей (для корней, для различной живности и т. д.)
Опыт № 17
Термометр.
Цель: Посмотреть, как работает термометр.
Материал: уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.
Процесс: зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.
Итоги: Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик начал опускаться.
Почему? Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводит к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.
Опыт № 18
Испарение.
Цель: Показать, как растения теряют влагу через испарения.
Материал: растение в горшочке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.
Процесс: Поместите пакетик на лист и надежно прикрепите его к стеблю клейкой лентой. Поставьте растение на 2-3 часа на солнце. Посмотрите, каким стал пакет изнутри.
Почему? Растение всасывает воду через корни. Вода идет по стеблям, откуда около 9/10 воды испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн в сутки. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру воздуха и влажность. Потеря влаги растениями через устьица называется транспирацией.
Опыт № 19
Камни и вода.
Цель: Узнать, как замерзшая вода двигает камни.
Материал: вода, пластилин, соломинка, морозильник.
Процесс: Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из нее не вылилась вода, вытащите ее из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильник.
Итоги: Одна из пластиковых пробок выскочила, и из соломинки виден лед.
Почему? В отличии от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющая вода прежде всего разрушает наименее прочные камни. На дорогах из-за этого могут образоваться выбоины.
Опыт № 20
Питание для растений.
Цель: Показать, как растение может обеспечить себя питанием.
Материал: большая широкогорлая банка с крышкой (4л), небольшое растение в горшочке.
Процесс: Полейте растение. Поставьте горшочек с растением целиком в банку. Плотно закройте банку крышкой. Поставьте банку в светлое место, где бывает солнце. Не открывайте банку в течение месяца.
Итоги: на внутренней поверхности банки регулярно появляются капельки воды. Растение продолжает расти.
Почему? Капельки воды – это испарившаяся из почвы и самого растения влага. Растения используют содержащийся в своих клетках сахар и кислород из воздуха для выработки углекислого газа, воды, энергии. Это называется реакцией дыхания. Растения используют углекислый газ, воду хлорофилл и энергию света, чтобы вырабатывать сахар, кислород и энергию. Этот процесс называется фотосинтезом. Продукты реакции дыхания поддерживают реакцию фотосинтеза, и наоборот. Так растения сами производят себе питание. Однако после того как питательные вещества в почве заканчиваются, растение погибает.
Опыт № 21
Выращивание грибка.
Цель: Вырастить грибок под названием «хлебная плесень».
Материал: пипетка, ломтик хлеба, пластиковый пакет.
Процесс: Положите хлеб в пластикой пакет. Капните в пакет 10 капель воды. Закройте пакет. Положите пакет в темное теплое место на 3-5 дней. Рассмотрите хлеб через пластик. Рассмотрев хлеб, выбросьте его вместе с пакетом.
Итоги: На хлебе растет что-то черное и похожее на волосы.
Почему? Плесень – вид грибка. Она очень быстро растет и распространяется. Плесень производят малюсенькие клетки с твердой оболочкой, они называются спорами. Споры гораздо меньше частичек пыли и могут переноситься на большие расстояния воздухом. На куске хлеба уже были споры, когда мы положили его в пакет. Влага, тепло и темнота создают хорошие условия для роста плесени. Плесень имеет и хорошие и плохие стороны. Некоторые виды плесени портят вкус и запах пищи, но благодаря ей же некоторые продукты имеют очень приятный вкус. В отдельных сырах много плесени, но в то же время эти сыры очень вкусны. Зеленоватая плесень, которая растет на хлебе и апельсинах, используется для приготовления лекарства, которое называется «пенициллин».
Опыт № 22
Грязная и чистая вода.
Цель: Выявить, что есть чистая (живая) и грязная (мертвая) вода.
Материал: 2 миски: в одной – чистая вода, в другой – грязная (от стирки с порошком); 2 цветочных горшка с землей; 1 растение (черенок для посадки).
Процесс: Показать детям две емкости с водой. Рассмотрите содержимое. Вопросы: Где чистая (грязная)? Как вы догадались? Как вы думаете, какая вода для цветов полезней? Почему? Далее посадить черенок и полить чистой водой. А во второй горшок без растения налить грязной и посмотреть осадок.
Итоги: Чистая вода полезна для растений, а грязная губительна для всего живого. Дети учатся делать выводы, рассуждая на данную тему.
Почему? Химические вещества, находящиеся в грязной воде очень вредны для всего живого и губительно действуют на окружающую среду.
Опыт № 23
Воздух может занимать место.
Цель: Показать, что воздух занимает место.
Материал: миска (2л), натуральная пробка, прозрачный стакан.
Процесс: Налейте полмиски воды. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом. Погрузите стакан в воду.
Итоги: Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом.
Почему? Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды в миске.
Опыт № 24
Влияние температуры на рост бактерий.
Цель: Продемонстрировать эффект, который оказывает температура на рост бактерий.
Материал: молоко, мерная чашка (250 мл), 2 банки (0,5 л), холодильник.
Процесс: Налейте в каждую банку по чашке молока. Закройте банки. Поставьте одну банку в холодильник, а вторую – в теплое место. В течение недели ежедневно проверяйте обе банки.
Итоги: Теплое молоко кисло пахнет и содержит плотные белые комки. Холодное молоко выглядит по-прежнему и пахнет вполне съедобно.
Почему? Теплое способствует развитию бактерий, которые портят пищу. Холод замедляет рост бактерий, но рано или поздно находящееся в холодильнике молоко испортится. Когда холодно, бактерии все равно растут, хотя и медленнее.
Опыт № 25
Из каких цветов состоит солнечный луч.
Цель: Узнать, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч.
Материал: противень, плоское карманное зеркальце, лист белой бумаги.
Процесс: ВНИМАНИЕ! Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Поместите зеркальце внутри противня, положив его на верхний край на край противня, а нижний – в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало.
Итоги: На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.
Почему? Вода от поверхностного слоя до зеркала выполняет роль призмы. Призма – это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета - спектр. Призма может разделить солнечный цвет на семь цветов, которые располагаются в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.
Опыт № 26
Почва сжимается.
Цель: Выявить, что почва сжимается, от туда выходит воздух и вода.
Материал: комочки рыхлой и влажной земли.
Процесс: Раздайте детям комочки земли. Обратите их внимание на то, что в почве есть «пустые места» - именно там прячется воздух. Затем предложите сжать комочек в руке. Что произошло? Он увеличился? Или уменьшился? Комочек стал меньше, и «пустых мест» между частичками стало меньше, они как бы прижались друг к другу. Воздух «ушел» - для него не осталось места. Так под тяжестью наших ног и наших тел земля на тропинках уплотняется. Дорога становится плотная, а воздух «уходит».
Задание «Подумай и ответь». 1)В лесах, парках, скверах много тропинок. Где же будет больше животных? В земле, под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему? 2)Что произойдет, если люди будут ходить в лесу, в парке, но не по дорожкам, а повсюду, где им захочется?
Итоги: дети путем рассуждений приходят к выводу, ходить только по дорожкам, не вытаптывать землю везде, кругом.
Почему? Тем самым мы сбережем «дома» и жизнь многих подземных обитателей.
Опыт № 27
Почему солнце видно до восхода.
Цель: Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом.
Материал: чистая стеклянная банка с крышкой (1л), стол, линейка, книги, пластилин.
Процесс: Наполняйте банку водой, пока она не начнет литься через край. Плотно закройте банку крышкой. Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку, глядя поверх книг. Если шарика не видно, подвиньте его. Оставшись в том же положении, уберите банку из своего поля зрения.
Итоги: Вы можете увидеть шарик только через банку с водой.
Почему? Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этими предметами свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу (сотни километров воздуха, окружающего Землю), прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет так же, как банка с водой. Из-за преломления света Солнце можно видеть за несколько минут до того, как оно поднимается над горизонтом, а также некоторое время после заката.
Опыт № 28
Выращивание растения из морковных верхушек.
Цель: Вырастить растение из морковных верхушек.
Материал: песок, мелкая емкость, верхушки моркови.
Процесс: Наполните емкость песком. Обильно полейте водой. Посадите верхушки в песок срезами вниз. Поставьте на свет. Поливайте в течение недели. Посмотрите, что изменилось.
Итоги: На верхушках растут зеленые стебли, листья.
Почему? В морковной верхушке есть основание стебля и часть корня – все части, нужные растению. Имеется также запас питания для растения. Растение снабжается водой, и вскоре начинают расти стебли и листья.
Опыт № 29
Тепло для веток.
Цель: Выявить, что тепло необходимо для того, чтобы листья быстрее появились.
Материал: 2 сосуда с водой, по 1 ветке тополя в каждом сосуде.
Процесс: Рассмотреть с детьми сосуды, ветки тополя. Побеседовать о том, какие условия необходимы для хорошего роста листьев. Далее, один сосуд поставить между оконных рам и предложить по рассуждать на эту тему, другой – на подоконник с внутренней стороны группы. Предложить высказаться на тему «Где будет теплее?» Затем занести результаты опытов в дневник наблюдений.
Опыт № 30
Свет и тень.
Цель: Выявить длину тени малыша и взрослого.
Материал: настольная лампа, мелок, рулетка (любая условная мерка).
Процесс: Рассказать о том, что мы уже знаем, что же такое «тень». Спросить детей. Далее предложить встать спиной к источнику света, ноги взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне. Затем обратить внимание на то, что же вышло. Отметить различную длину тени. Предложить по рассуждать на эту тему.
Итоги: Дети воочию увидели разницу в размерах (ввысь и вширь).
Почему? Это обусловлено физиологическими данными, так как взрослые всегда больше и выше, вот и тень длиннее.
Опыт № 31
Подружимся с дождевым червяком.
Цель: Выявить, какая поверхность у дождевого червя.
Материал: коробочка с влажной почвой, в ней дождевые червяки.
Процесс: Предложить юным ученым выяснить, какая поверхность у дождевого червяка (гладкая, шершавая, влажная, сухая). Почему он скользкий? Обратить внимание на то, что в коробочке есть почва. Зачем вы ее туда положили? Почему она влажная? Подчеркните, что не следует нашего гостя держать долго без земли, так как поверхность его тела может высохнуть, и он погибнет. Опустите червя обратно в банку и во время прогулки выпустите на участок в безопасном месте, например под деревом.
Итоги: Дети увидели, потрогали и внимательно рассмотрели червяка – подружились с ним.
Почему? Познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста на высоком уровне, что позволяет знакомить их с различными живыми объектами. Это способствует формированию эколого-направленного отношения к миру.
Опыт № 32
Что нравится червяку.
Цель: Выявить, что любит червяк и что чувствует.
Материал: коробочка с влажной почвой, в ней дождевые червяки.
Процесс: Обратить внимание на то, что вы стараетесь держать червяка подальше от света – солнечные лучи он не любит. Почему? Хорошо ли видит этот подземный житель? Предложить обосновать свою позицию. Видим ли мы глаза? Под землей нет света, поэтому червяку, как и другим обитателям почвы, хорошее зрение ни к чему. Поставьте перед ним какое-нибудь препятствие, например дощечку. Что он будет делать? У него нет глаз, но зато он чувствует все то, что его окружает.
Итоги: Дети выяснили, что червяк любит, что он может чувствовать.
Почему? Червяки – живые существа. У них есть свои интересы, своя жизнь, свои мироощущения. Таким вот их придумала «Матушка Природа».